< >

«Осторожно! Лось». В Воронеже придумали систему оповещения водителей о животных

Знак «Дикие животные» начнёт мигать, если рядом с дорогой будет зверь.

Вести Воронеж 218

Фото: Вести Воронеж

Эту воронежскую разработку для тех, кто за рулём, впору назвать «Осторожно! Лось или олень». И это вовсе не о странно ведущих себя водителях, а о тех, кто переходит им дорогу. За пару лет в регионе было аж 300 наездов на животных. В результате 12 человек пострадали. И это только те случаи, о которых сообщали в ГАИ.

Участники таких дорожных инцидентов чаще собаки, ещё в списке козы, коровы, лошади, гуси. Регистрировали даже ДТП с фазанами и совами. Кстати, четверть всех таких происшествий именно с дикими животными. В регионе главный виновник – лось.

Что сделать, чтобы эти встречи с природой не обернулись ЧП, придумали учёные воронежского лесотехнического университета. Там разработали систему, которая предупреждает водителей, что вот-вот им наперерез может выйти тот же лось. Уже собрали её прототип.

Если условный зверь где-то рядом, привычный дорожный знак – «Дикие животные» – начнёт светиться и мигать. Обнаружить лесных жителей помогают инфракрасные датчики движения. Каждый видит на десяток метров вокруг себя.

Разработчики сейчас трудятся над тем, чтобы увеличить это расстояние вдвое. Тот же заяц, правда, в поле зрения системы всё равно не попадёт – слишком мелкий. А вот крупная лиса уже да.

Устройство среагирует на тепло животных весом от десятка килограммов. Датчики предлагают устанавливать вблизи знака на протяжении 300 метров. Учёные, уверяют, и при таком варианте получится весьма бюджетно.

– Это просто экономически выгодно, потому что забор поставить даже тот же – он намного дороже. А тропа миграции она никуда не уходит, то есть она всё равно будет. А предупреждённый водитель – вооружённый, он уже сбросил скорость, чтобы не было ни аварий, ни летального исхода, – рассказал заведующий кафедрой информационных технологий ВГЛТУ  Александр Ягодкин.

Подобные разработки, говорят, есть, например, в Канаде и Финляндии. В одном из самых северных государств мира аналогичная система, кстати, работает от электричества.

Воронежскую хотят сделать максимально энергоэффективной и автономной. Датчики на аккумуляторах, а светиться знакам помогут солнечные батареи. На созданное – кстати, студентами – программное обеспечение они уже получили авторское свидетельство. Саму систему тоже намерены запатентовать. Знают и как усовершенствовать, чтобы стала ещё полезнее. 

– В целом, в перспективе можно было бы определять и виды животных. Это позволило было лучше модифицировать организацию дорожного движения. Возможно, и построить какие-то мосты для беспрепятственного передвижения этих животных – то есть дало бы статистику, в том числе, и для природоохранных организаций, – поделился профессор базовой кафедры технического и программного обеспечения вычислительных и информационных систем ВГЛТУ Александр Ачкасов.

В начале декабря 2024-го воронежских водителей начали штрафовать за разговоры по телефону и переписки в соцсетях. Нарушения распознают дорожные камеры.

Читайте также