Строптивый характер и любовь публики. Какой была звезда Воронежа актриса Римма Мануковская
В 2025-м исполнилось 100 лет со дня рождения обладательницы премии «Золотая маска».
Фото: Вести Воронеж
Исполнилось 100 лет со дня рождения звезды воронежской драматической сцены – Риммы Афанасьевны Мануковской – выдающейся актрисы академического театра имени Кольцова. Она была удостоена Государственной премии страны и стала первой в российской провинции обладательницей театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
Она была настоящей звездой. А самое главное – была любимицей воронежской публики. Воронеж, кажется, только и ждал появления Риммы Мануковской на своей главной сцене. Она была востребована сразу несколькими режиссерами и попала в поле зрения критики с первых же ролей.
Редкая красота, сценическое обаяние, безупречное чувство вкуса и глубокое проникновение в характер героинь к началу шестидесятых принесли Римме Мануковской успех и любовь не только воронежцев. Её хорошо знали и в Москве, и в северной столице, во многих городах России, Украины и Прибалтики, куда театр выезжал на гастроли. Мануковскую часто приглашали в кино. На съёмки её не отпускало начальство, потому что мог «развалиться репертуар». И всё-таки в нескольких фильмах ей удалось сыграть. Например, «Ищу человека» и «Белый Бим Чёрное Ухо» .
– У неё не было никакой звездности. Вот правильно, она не считала себя звездой. Мы застали её не то что на излёте – вторая половина жизни. А первая у неё была вообще потрясающая. Звали в кино, но она говорит: «Я пошла бы в кино, но театр дал для меня больше». Её приглашали в БДТ, её приглашал Товстоногов, её приглашал театр Ермоловой. Она выбрала Воронеж в 1955 году и до конца своей жизни работала в Воронеже. Она работала в Маяковке, она работала с Джигарханяном. Она играла там, ей предложили там остаться. Она всё равно вернулась в Воронеж, – рассказал заслуженный артист РФ Константин Афонин.
В 1962-м актрису удостоили почётного звания «Заслуженная артистка РСФСР». А следующее звание народной артистки Римма Мануковская получила только через 17 лет. В народные артистки её несколько лет не пускали партийные власти. Не нравился слишком строптивый характер, отсутствие должного, на их взгляд, пиетета перед начальством. Несколько лет Римма Афанасьевна была председателем Воронежского отделения Союза театральных деятелей. Именно в это время она бросила все силы на строительство Дома актера.
– Римма Афанасьевна не была даже членом партии. А без обкома партии никакие действия было невозможно осуществить. А её часто в обком партии приглашали. Ей диктовали, каким должен быть Дом актера. Был такой случай – она рассказывала, что секретарь по идеологии сказал: «Вы должны иметь в этом здании бильярдный зал, я люблю играть в бильярд». Как она говорит, на него посмотрела так: «Вот вы любите играть, вот у себя в обкоме и стройте!». Хлопнула дверью и ушла. Она чувствовала в себе силу, она чувствовала в себе талант, против которого, как говорится, не попрёшь, – говорит театральный критик, лауреат премии «Признание» Николай Тимофеев.
Но справедливость восторжествовала – Дом актёра был открыт в 1978 году и Римме Мануковской вручили от него символический ключ. В 1998-м Римма Афанасьевна первой из провинциальных актрис удостоена Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Получала её на сцене МХАТа имени Чехова в паре с Михаилом Ульяновым. Стала лауреатом Государственной премии. Но главным для актрисы всегда были любовь и признание зрителей, многие из которых помнят её до сих пор.