Сенатор Сергей Лукин: система управления многоквартирными домами должна быть эффективной
В Совфеде обсудили основные подходы и выработанные в субъектах РФ практики способов эффективного управления многоквартирными домами.

Фото: Сергей Лукин
Парламентские слушания на эту тему провёл комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, в котором работает сенатор от Воронежской области Сергей Лукин. В слушаниях так же участвовали Министр строительства РФ Ирек Файзуллин, депутаты Госдумы, представители Правительства РФ и контрольно-надзорных органов.
– Глава Минстроя рассказал, что на сегодняшний день в стране насчитывается 23 млн кв. м. аварийного жилья. В 45 тыс. многоквартирных домов не выбран способ управления. С целью оценки реального состояния жилфонда министерством сейчас восстанавливается система технического учета жилья. В ходе слушаний отмечено, что на данный момент остро стоит потребность в профессиональном и эффективном управлении многоквартирными домами, обеспечении сохранности жилищного фонда, повышении его рентабельности, предоставлении гражданам качественных жилищно-коммунальных услуг и комфортных условий проживания. С этой целью было предложено усилить лицензионные требования к предпринимательской деятельности и контроль над управлением многоквартирными домами, повысить эффективность деятельности органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, усилить роль региональной и муниципальной власти в вопросах управления жилищным фондом. Также рассмотрены вопросы формирования эффективного рынка управления многоквартирными домами, – сказал Сергей Лукин.
По словам сенатора, были изучены три основных варианта совершенствования системы управления МКД.
Первый из них подразумевает сохранение существующей системы с условием ужесточения лицензионных требований и контроля, а также перераспределением полномочий между органами власти.
Второй вариант предусматривает переход к саморегулированию в сфере управления жилищным фондом, в рамках которого на федеральном уровне выстраивается система базовых правил работы СРО в отрасли управления МКД.
При реализации третьего варианта предусмотрена передача МКД в ведение региональных операторов, осуществляющих управление жилищным фондом как напрямую, так и с привлечением аккредитованных эксплуатирующих организаций.
Ещё одной возможной моделью является создание бюджетных учреждений по управлению МКД. Такая практика применяется в ряде крупных городов, в том числе в Москве.
– Необходимость изменения подходов в системе управления ЖКХ назрела давно и связана она с неэффективностью работы многих управляющих компаний, – рассказал сенатор Сергей Лукин, – Эти проблемы неоднократно поднимались на заседаниях верхней палаты парламента, в том числе в рамках прошедшего в феврале «правительственного часа». Накануне парламентских слушаний нашим комитетом была выполнена большая работа по анализу мнений в субъектах РФ относительно модели управления многоквартирными домами. Мониторинг показал, что ужесточение лицензирования поддерживают 54 российских региона, создание СРО – 10, региональных операторов – 22. За создание государственных бюджетных учреждений в этой сфере высказались 25 субъектов Федерации. В государственной жилищной инспекции Воронежской области также высказались за ужесточение лицензионных требований.
Наиболее целесообразным сенатор от Воронежской области считает ужесточение существующей системы лицензирования, не исключая при этом и возможности использования других схем, в зависимости от региональной специфики.
– Преимуществом данной модели является то, что система лицензирования оптимально справляется с задачей по предоставлению либо отказу УК возможности заниматься деятельностью по управлению МКД. Однако в ходе слушаний была отмечена неэффективность работы многих УК и необходимость ужесточения в связи с этим правил лицензирования. Смена же модели управления потребует серьёзной работы по модернизации нормативно-правовой базы в жилищной сфере. Потребуется переходный период, предотвращающий возникновение правовой неопределённости. Вместе с тем субъекты Федерации должны иметь право выбора одного или даже нескольких способов управления МКД с учётом региональной специфики, – считает Сергей Лукин.
Изучив мнения регионов и предложения федеральных органов власти, участники парламентских слушаний рекомендовали российскому парламенту ускорить принятие поправок в Жилищный кодекс РФ, направленных на совершенствование учета жилфонда, оперативность рассмотрения вопроса лицензирования, отчётности управляющих компаний перед гражданами, возможность управления ветхими и аварийными МКД, контроля работы лифтового оборудования.
Правительству РФ было предложено определить стратегические направления развития сферы управления МКД, провести масштабную техническую инвентаризацию техсостояния многоквартирных домов с созданием единой информационной базы сведений, усилить требования в сфере лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД и расширить региональный государственный жилищный контроль.
Отдельные рекомендации были даны Минстрою РФ. Среди них – разработка стандартов управления МКД, содержащих требования к должностным лицам, нормативы затрат по управлению, содержанию и ремонту объектов. Также министерству рекомендовано выработать комплекс мер по повышению эффективности деятельности органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Действующие лицензионные требования должны быть ужесточены с введением дополнительных ограничений и запретов на осуществление деятельности по управлению МКД.