< >

Как 150 лет тому назад. В воронежском дворце Ольденбургских состоялся бал

Танцевали хиты середины 19 века и начала 20-го.

Фото: Вести Воронеж

Они теперь точно знают, как с помощью веера признаться в любви. И что легче выучить – лунную или лошадиную походку. Всем этим развлекали гостей бала в честь самой настоящей принцессы – Евгении Ольдебургской стукнуло 180. Празднуют событие в её рамонском дворце. Бал состоялся не в главном здании, а в Доме с ризалитами. Танцевали сразу и хиты середины 19 века, и начала 20-го.

Дали разгуляться своим внутренним принцессам. Публика – особый шарм этого бала, такая в жизни бы не собралась. Мода с разбросом в полвека. Тут элегантность модерна и шик кринолинов – куда же без них. Анна Прошина в таком в свет выходит первый раз. Платье шила на заказ. Сейчас на ней аж девять метров бархата. Форму даёт не китовый ус, как раньше, а сталь. И как здесь не спросить про слишком узкие двери.

– Она достаточно эластична, поэтому в дверь вполне можно легко пройти. Шажки поменьше, конечно, делать приходится. Чтобы не попасть случайно ногой в обручи. Это что-то из детской мечты, – рассказывает Анна Прошина.

Вся красота и величие – в полонезе. Танец-шествие открывает вечер. Эти стены балов не помнят. Здание новодел, но и в его предшественнике ничего такого быть не могло. В Доме с ризалитами, скорее всего, жила прислуга или хранили что-то, говорят в музее. В свой рамонский дворец Ольденбургские приезжали отдохнуть от светской жизни Петербурга. Но званые вечера принцесса точно проводила. Любила ли танцы, какие и было ли им место тут – всё это тоже её загадки. 

– На первом этаже во дворце была большая гостиная, по фотографиям мы знаем, как она выглядела. Назначение большой залы на втором этаже неизвестно. К сожалению, никто из прибывавших в Рамонь не оставил воспоминаний, что же там располагалось. Но очень часто бальные залы располагались на каких-то вторых этажах. Поэтому мы не можем исключать сейчас, что какие-то балы в Рамони могли проходить, – рассказала главный хранитель музейных предметов Дворцового комплекса Ольденбургских Елена Садчикова.

Доподлинно известно о свадебном бале Евгении Максимилиановны. Замуж на принца Александра Петровича Ольденбургского она вышла в 22 года – в январе 1868-го. Праздновали событие в Зимнем дворце. После вспоминали, что тот бал был блестящим – там вальсировали 2,5 тысячи гостей.

Для бала во дворце всё танцы, где живет эпоха. Когда Ольденбургские купили имение в Рамони, вальс как раз снова вошёл в моду. Сейчас же, кажется, он вечен. Улыбок обществу, как полтора века назад, добавляет полька. Эта вот – «Ладушки», в ней будто что-то от «танца маленьких утят». Гостей забавляет и контрданс с чудаковатым названием «Ирландская рысь». Похоже ли на лошадиный аллюр – судите сами. 

– Жизнь у аристократов была степенная, красивая. Вот этого в нашем мире чуточку не хватает. Очень быстро учатся такие лёгкие движения, очень нравится смена партнеров, потому что успеваешь за бал познакомиться со многими людьми. Как-то позваимодействовать, поулыбаться – это заряжает позитивом, – рассказывает участница бала Иоанна Гордиевская.

Если он приглашает на вальс, она не может отказаться. А обещать больше трёх танцев кому-то одному – моветон. Гости принцессы Эжени постигают бальный этикет, ещё язык веера. Дама приложила его к левой щеке – сказала «нет». А так даёт понять, что хочет с вами танцевать – не путать с тем, что ей всего лишь жарко. Премудростям и всем фигурам научит Алексей Нелюбов. Он здесь танцмейстер. Без таковых скучали на балу. Выручали и того, кто из-за на цен на курсы от танцев с детства отстал. 

– Танцмейстеры тоже достаточно дорогие были. Если на современные деньги, это порядка 5000 рублей один танец выучить. У нас сейчас сильно дешевле, можно 10 танцев за эту сумму. А танцмейстеры поняли, что не всем это по карману – выпускали самоучители. Стоил на наши что-то тысячи полторы. И вот они перепечатываются эти книжки. Мы по ним в том числе воссоздаём, – рассказал руководитель клуба салонных танцев Алексей Нелюбов.

Это точно королевский подарок, от самой настоящей принцессы. Сказка получилась – и без потерянной туфельки, и без перевода назад башенных часов. Бал во дворце закончился вовремя и задолго до полуночи. С расчётом, чтобы гости, прибывшие без «кареты», вернулись в реальность и успели на последний автобус.

Читайте также