Падение самолёта на энергоблок АЭС. Как в Нововоронеже прошли масштабные учения
Участие приняли более 20 различных ведомств.
Фото: Вести Воронеж
Падение самолёта на одно из зданий АЭС, разрушения, пожар, десятки пострадавших. Всё это легенда, по которой в Нововоронеже прошли учения. Участников – больше 130 человек из более чем 20 различных ведомств, задача которых – отработать взаимодействие.
Учения таких масштабов на АЭС прошли впервые. И как уверяют на станции, такой сценарий – невозможен в реальной жизни. Но для тренировки решили усложнить ситуацию максимально. Как со всем справились – в материале «Вести Воронеж».
Легенда учений моделирует кошмарный сон – самолёт рухнул на одно из зданий пятого энергоблока. Активная зона реактора расплавлена, и произошёл выброс радиоактивных веществ. Есть пострадавшие.
На связи с комиссией по ликвидации нештатной ситуации – кризисный центр Росатома в Москве. Именно здесь, в защищённом пункте управления и принимают решение, как действовать в экстренной ситуации.
В это же время на месте ЧП специалисты измеряют уровень радиации, чтобы определить границы зоны загрязнения. Разворачивают пост контроля, санобработки, а территорию патрулируют. Первая, почти ювелирная задача спасателей – разбор завала, под которым есть пострадавший. Участь его незавидна – серьёзные травмы и облучение радиацией.
За операцией спасения в режиме реального времени следят и в штабе. Освободив пострадавшего, для разбора завалов подключается робот – оператор управляет им дистанционно.
В это время другие специалисты пытаются нормализовать работу блока. Во время учений действия отрабатывают, конечно, на тренажёре. Он – точная копия пункта управления пятого энергоблока. Программа моделирует режим работы оборудования при аварии.
Тем временем спасатели уже борются с пожаром в здании. Якобы горит невыработанное топливо самолёта. Кабинеты обыскивают, а в пострадавших почти вдыхают жизнь. Специальная маска подключена к дыхательному аппарату пожарного.
Выживших распределяют по степени заражения и тяжести травм. А после отработки алгоритма сотрудники получают практические рекомендации от специалистов федерального медико-биологического агентства.
Спасатели рассказывают, сценарий учений – практически невозможен в реальной жизни. Само падение самолёта на территорию атомной станции уже маловероятно. Она круглосуточно находится под усиленной защитой. Но ситуацию усложнили намеренно, чтобы в максимально экстремальных условиях проверить работу служб и их взаимодействие между собой.
В этом и уникальность, и сложность учений одновременно. Участие большого количества различных ведомств требует чёткого распределения обязанностей и ответственности.
– И, конечно, горизонтальным взаимодействием не только в среде работников атомной станции, членов КЧС, но и с нашими стратегическими партнёрами, с нашими коллегами – с ФМБА, с Министерством обороны, Росгвардией, управлением федеральной службы безопасности, МВД. Абсолютно такая задача, которая решается комплексно и системно, – отметил директор Нововоронежской АЭС Владимир Поваров.
– Учения показали высокую готовность сил и средств. Хочется заверить жителей города, что в случае каких-либо воздействий все необходимые мероприятия будут выполнены строго по регламенту в строгий срок, – рассказал заместитель руководителя ФМБА РФ Михаил Ратманов.
А вот на самой атомной станции работа шла в штатном режиме. Не смотря на масштаб учений, системы действующих энергоблоков тренировки не затронули.