< >

Там, где 100 лет оживает сказка. Воронежский театр кукол отметил вековой юбилей

Долгое время у театра даже своего дома не было.

Фото: Вести Воронеж

Там, где уже ровно сто лет оживает сказка. Дети, погружаясь в неё, смеются, а взрослые наоборот – зачастую плачут. Сегодня Воронежский театр кукол имени Вольховского отмечает вековой юбилей. Зародился в стенах Воронежского госуниверситета как любительский. По легенде, именно для того, чтобы высмеивать непорядочных студентов. Вскоре репертуар становился богаче, а театр популярнее. Долгое время у него даже своего дома не было, что не помешало ему прослыть культовым. Вот уже больше 40 лет живёт в знакомом многим здании на проспекте Революции – одном из символов города. Поздравил театр с праздником и увидел его закулисье Виталий Власов.

Обычный театр начинается с вешалки, кукольный – с желания поверить в чудо. Так считает художник Александр Ечеин. В мастерской делает сказку былью уже почти четыре десятилетия. Хоть он и «пашет, как Папа Карло», сравнений с шарманщиком не любит. И неудивительно. Тот сделал одну куклу, у Александра их на счету несколько сотен. Сейчас для постановки подбирает образ Федоры. Точность мурашками отмеряет. Горе её зрители должны считывать сразу. Ещё ей следует внешне на исполнительницу походить. С этим пока проблемы.

– Бывают актрисы очень красивые, на самом деле, да, и не за что уцепиться. Чтобы из неё сделать куклу – это надо ещё очень умудриться сделать из неё старушку, например. Я говорю: «Сделай измождённое лицо, сделай». А у неё не получается, – рассказал Александр Ечеин.

Важно, чтобы куклу и сам актёр полюбил – подгоняют под руку каждого. Ещё персонаж должен уметь цеплять глаз. Удержать внимание взрослых зрителей, рассказывает художник, не так уж и сложно, а вот заставить юных гостей окунуться в другой мир – настоящее искусство. И в нём театр кукол один из лучших.

– Если бы мы не нравились маленькому зрителю – к нам бы он не пошёл. Просто сказал: «Папа, пошли отсюда» или «Мама, пошли отсюда, мне надоело. Пойдёмте лучше в кино сходим, там интереснее». Когда искра прошла между зрителем и сценой. Ты попал в сердце, ты взял зрителя на себя, и ты в него вонзил свою искру – вот это самое главное, конечно, – уверен заслуженный художник России.

Заглядывает художник и на репетиции – посмотреть, как оживают его работы. И словно серый кардинал раздаёт советы. Под аккомпанемент оркестра на сцене своеобразное юбилейное поппури. Смешались персонажи всех знаковых постановок театра. Тут и Озёрный мальчик и Чичиков. Идиллию портит «Шут».

У исполнителя главной «редиски» вечера, а точнее «Петрушки» Григория Вахрушева в этом году тоже юбилей – 10-й сезон. Тому, что всё внимание и лавры достаются куклам даже рад. В таком театре свои плюсы.

– Во-первых, кукла позволяет спрятаться. «Петрушка» – он может кого-нибудь оскорбить, например вас. Какой вы сегодня… замечательный. И вот это состояние ребёнка, которое ты можешь позволить себе, приходя в театр. Вокруг меня тоже такие же дети абсолютно бегают и скачут. Неважно, сколько им лет, и какие у них звания и регалии. Я официально вечно молодой, но не вечно пьяный, – говорит Григорий Вахрушев.

Куклы живут, пока идёт спектакль. В этом театре после занавеса их судьба не обрывается. По ночам наверняка проказничают в музее. Тут собрали самых заслуженных ветеранов. В центре внимания «Озёрный мальчик». Спектакль считался визитной карточкой театра. Напротив «Мёртвые души». Только для этой постановки смастерили почти сотню героев. Рядом самый впечатляющий экспонат - ростовая кукла персонажа по имени «Манджафе» или «Манджафоко» из спектакля «Пиноккио». В высоту примерно метра три.

Долгое время стоял на входе в музей, буквально пугая самых маленьких зрителей. Кстати, в отличие от Карабаса-Барабаса Толстого – этот бородач только с виду грозный. В душе оказывается добряком. Для контраста его специально играл невысокий актер, который в итоге из куклы выходил. Так старались бороться с детскими страхами.

Вместо «Манджафе» гостей встречают не менее эффектные персонажи. Не куклы – антиквариат. Аж в два раза старше самого театра. Четыре рыцаря – итальянские марионетки. Куклы-сицилиани – подарок коллекционера. Сделаны из дерева и металла, весят почти 50 килограммов. В общем, увесистое наследие.

Так говорят и о вкладе Валерия Вольховского. История театра после прихода режиссёра почти 40 лет назад разделилась на «до» и «после». Практически все знаковые работы – именно его рук дело. При нём кукольный стал тем, каким его все знают.

– Я могу здесь выразить себя, я могу сказать о своих болях. Я не могу, и мне не хочется ставить весёленькие спектакли. Мы пытаемся сделать проблемный театр, пытаемся сделать социальный театр, острый театр, – объяснял народный артист России Валерий Вольховский.

Яркий пример – антифашистская постановка «Карьера Артуро Уи». После Вольховского постоянного режиссёра в театр так и не нашли, но наследие творца берегут и даже возрождают. На сцену, например, возвращают «Маленького принца». Удивлять гостей, конечно, стараются и новыми работами.

– Например, этот сотый сезон мы открыли спектаклем «Время птиц». Это спектакль-променад. Мы его показываем на всех трёх этажах, он играется в наушниках. Это своеобразный спектакль-экскурсия во времени, где рассказывают зрителям о становлении театра. Конечно, тяжело держать планку, но, я надеюсь, мы с этим справляемся, и дальше будем справляться, – заявила директор театра кукол им. Вольховского Любовь Пристинская.

И судя по тому, как, порой, тяжело купить в этот театр билеты – справляются хорошо. Аншлаги регулярные. Узнать, какой же получится Федора – можно уже совсем скоро. На сцену выйдет в ноябре. Обещают и яркие новогодние постановки.

Читайте также