< >

Японский интеллект для воронежских улиц. Как будут работать «умные светофоры»

Адаптивной системой оборудуют 10 перекрёстков – от Памятника Славы до улицы Кольцовской.

Вести Воронеж 10926

Счастье близко для жителей Северного микрорайона Воронежа. Московский проспект скоро поедет быстрее. С февраля там официально должны запустить так называемые «умные светофоры». Японскую технологию, которая уже три года считается лучшей в мире, в Воронеже внедряют сами разработчики. Адаптивной системой сейчас оборудуют 10 перекрёстков – от Памятника Славы до Кольцовской. Монтаж идет круглосуточно, торопятся успеть до морозов.

«Трёхглазые постовые» умнеют, но по их работе это еще не заметно. Зато уже сказывается на облике Московского проспекта. Вдоль него ставят десяток «шкафов»: в них тот самый – искусственный интеллект светофоров. Первый такой контроллер – у памятника Славы – прямо под дождём настраивают сами представители страны восходящего солнца. Обстановку на перёкрестке видят, не глядя на дорогу. Световые сигналы дублируют led-лампочки.

«Краснеть» и «зеленеть» светофоры будут не по заданной программе как раньше, а по ситуации. Техника сама вычисляет время простоя, оценивая число подъезжающего транспорта. Весь проспект в «арках» – они за сотни метров до каждого перекрёстка. Схему расстановки сделали японцы. Над каждой полосой своего рода «уши» электронных постовых. Эти датчики, как летучие мыши, реагируют на ультразвук.

Такие приёмники волн машин и автобусов развешивают в темноте. Монтировать их приходится за полночь, когда сеть обесточена, и движения уже нет. Чтобы расшевелить перекрёстки одной из главных воронежских магистралей и при этом не затормозить поток на прилегающих улицах, датчики ставят и на таких. Только, как здесь, на упрощенных г-образных конструкциях.

Путь в пробках от «пирамиды» до Кольцовской сейчас занимает примерно час. «Поумневшие» светофоры ускорят движение на Московском минимум минут на 15, прогнозируют в мэрии. Сами японцы считают – будет ещё быстрей.

– Основная особенность системы в том, что она не требует центрального пульта управления. Каждый контроллер работает в автоматическом режиме. Централизовано можно лишь создать «зелёную волну». Явный эффект воронежцы почувствуют, когда мы полностью запустим систему на всех десяти перекрёстках, – рассказал менеджер проекта по техническим вопросам Нотаки Рёта.

Воронеж – первый регион страны, где электронные регулировщики научатся сами менять цвета. Подобный опыт пока был лишь в столице – и там, говорят, себя оправдал.

– Ставили где-то два года назад по улице Онежской – там эффект достиг до 40%. Система, которая будет внедряться в Воронеже, более эффективна. Более того, она будет постоянно совершенствоваться, – пояснил и.о. руководителя городского управления транспорта Олег Миронов.

На воронежских вдумчивых регулировщиков даже сейчас заглядываются и в других регионах. Так наделить «японским разумом» и свои светофоры уже хотят в Ленинградской области. Если на Московском проспекте их труд признают эффективным, предугадывать пробки техника сама начнет ещё в центре, а дальше по всему городу.

Евгения Соседко, Дмитрий Овчинников, Павел Редькин

Читайте также