< >

Детский мат. Что связывает дело о педофилии против тренера Кислова и интриги в воронежских шахматах

Как главного воронежского тренера по шахматам вывели из игры.

Оксана Грибкова 11820
Детский мат. Что связывает дело о педофилии против тренера Кислова и интриги в воронежских шахматах

История Михаила Кислова уже почти полтора года обсуждается в воронежском шахматном сообществе. Тренеры, гроссмейстеры, родители воспитанников разделились на две группы: одни верят, что «следствие и суд разберутся», другие считают обвинения недоразумением и оговором. Семья Михаила Кислова решила впервые прервать молчание и рассказать свою версию. Так как обвинения против тренера вылились в публичную плоскость, у его родных должно быть право рассказать своё видение ситуации. Разобраться в этой истории, не затрагивая системных проблем в воронежском шахматном спорте, невозможно. Поэтому говорить будут не только Кисловы.

Мы не можем знать наверняка о тех событиях, которые легли в основу обвинения Кислова. У следствия свои доказательства, у защиты есть что им противопоставить. Решать вопрос о вине или невиновности тренера будет суд, и тут мы не собираемся становиться на чью-то сторону. Но можем описать другое. О версиях и мнениях, о возникающих у шахматистов вопросах, о событиях в шахматном сообществе региона, связанных с историей Кислова, – в обзоре «Вести Воронеж».

Решающий ход: два заявления

Бывшего главного тренера Воронежской области по шахматам Михаила Кислова обвиняют в особо тяжком преступлении – в насильственных действиях сексуального характера в отношении ребёнка, который не достиг 14 лет (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ - срок наказания от 12 до 20 лет).

Дело появилось 20 июля 2017 года по другой, более мягкой статье – о развратных действиях. В его основу легли показания 13-летнего мальчика о событиях в отеле города Батуми в октябре 2016 года. Позже к «грузинскому» эпизоду добавился эпизод из города Туапсе во время соревнований, проходивших в марте 2017 года.

Заявление родителей юного шахматиста могло не появиться, если бы не было бы другой бумаги – обращения к главному федеральному инспектору по Воронежской области Александру Солодову. На приём с заявлением к нему пришёл шахматист-ветеран Виктор Чередниченко. Он «довёл до сведения» чиновника, что «главным тренером работает человек неправильной сексуальной ориентации». Чередниченко написал, как Кислов «35 лет назад» в поезде развращал ученика, о чём Чередниченко якобы узнал от самого подростка, рассказал жене, и они «решили молчать об этом». К слову, сам этот ученик (на условиях анонимности) в разговоре с корреспондентом «Вести Воронеж» назвал эти рассказы «бредом и полной ерундой».

Интерес следователей СКР, которым инспектор передал обращение, вызвали не разоблачения про поезд, а информация о том, что Михаил Кислов на соревнованиях в октябре 2017 года жил в одной комнате с учеником и спал с ним на одной кровати. Психологу мальчик рассказал куда менее безобидные детали общения с тренером во время турнира, о которых его родители через 4 и 8 месяцев после поездок услышали впервые и были шокированы.

Михаил Кислов

Как вспоминают сейчас воронежские шахматные тренеры, историю об одноместном номере Михаил Кислов сам не раз рассказывал со смехом в шахматной школе после возвращения из Батуми. Она никого тогда не удивила. Подобные ситуации, когда тренеров из экономии селят вместе с учениками, далеко не редкость.

– Случаи, когда тренеры вынуждены проживать в одном номере со спортсменами, не уникальны. Так, однажды моего мужа поселили в одном номере с девочкой, и он был вынужден снять себе отдельный номер, а потом начальник не захотел возмещать потраченные средства,

Марина Кислова, супруга тренера

Женщина рассказала, что их семья больше 35 лет дружила с семьёй Чередниченко. Сын и внук Виктора Чередниченко были учениками Михаила Кислова. Оказавшись на посту главного тренера, Кислов порекомендовал управлению спорта назначить сына друга и своего воспитанника Андрея Чередниченко директором шахматной школы. О том времени, когда Андрей Викторович руководил школой, её сотрудники вспоминать не любят, называя его «трудным». Зато рассказали, как бывший директор хотел зарабатывать на помещениях школы – к примеру, открыть фитнес-клуб в подвале здания школы на улице Фридриха Энгельса.   

По мнению Кисловой и тренеров школы, конфликт между тренером и его учеником зародился, когда Чередниченко не справился и был вынужден уйти с поста директора шахматной школы.

В телефонном разговоре с корреспондентом «Вести Воронеж» Андрей Чередниченко уверил, что никакого конфликта с Кисловым нет и не было. Да, доверие к главному тренеру у него полностью отсутствовало, о чём Чередниченко говорил ему в глаза и в присутствии других людей. О версиях про борьбу за власть, за деньги федерации Чередниченко знает и называет их «больным воображением», способом защиты Михаила Кислова от обвинений.

– Мне после всего этого предлагали место главного тренера, но я отказался. Мне этого не нужно. Слухи и разговоры о Кислове в нашей среде ходили давно, но теперь они получили подтверждения,

Андрей Чередниченко

– Какие подтверждения?

– Папа ученика написал заявление в правоохранительные органы.

– А разве не ваш отец Виктор Макарович заявил об этом первым? И почему он сделал это через столько лет? И через восемь месяцев после соревнований в Батуми?

–  Заявил, но подробностей я не знаю. Вам лучше с ним поговорить.

Позже собеседник попросил не беспокоить отца, который «болеет и плохо себя чувствует». Сам Андрей Чередниченко сейчас живёт и работает в Москве. Он не хочет обсуждать историю, в которую оказалась втянута его семья.

Открытая игра и поддавки: несостоявшаяся отставка

За два месяца до ареста Михаила Кислова произошли события, которые многие в шахматном сообществе связывают с делом против тренера. К весне 2017 года тренером по шахматам Воронежской области Михаилом Кисловым и делами в спорте оказалась недовольна большая группа его коллег. Неприязнь к тренеру и недовольство проявились на отчётно-выборной конференции в мае 2017 года – за два месяца до появления уголовного дела. Её видеозапись есть в открытом доступе.

Часть коллег Михаила Кислова посчитала его работу неудовлетворительной, некоторые из них потребовали отставки тренера.

Международный гроссмейстер Александр Раецкий назвал работу со спонсорами «провальной» и посетовал на «плохое финансирование».

Александр Раецкий
Гроссмейстер Александр Раецкий

Он жёстко высказался о том, что главный тренер сам ездит за счёт средств бюджета и спонсоров, а другим денег на поездки не даёт. Большинство денег уходит на детские турниры, и так происходит примерно пять лет. Раецкий отметил, что на поездки всех взрослых шахматистов было потрачено 350 тыс. рублей за год, тренер же потратил на командировки на детские турниры за этот же период времени 450 тыс. рублей.

С серьёзной критикой выступил и ещё одна воронежская звезда шахмат Константин Чернышов.

Константин Чернышов
Гроссмейстер Константин Чернышов

Он отметил низкий уровень областных турниров, раскритиковал федерацию, у которой «нет чётких целей и задач», за отсутствие организации. Чернышов обратил внимание, что зачастую не только взрослым шахматистам, но и детям приходится ездить на соревнования за счёт денег семьи.

– Чем так работать, давно стоило бы написать заявление об уходе, – отметил Чернышов, назвав работу главного тренера «крайне неудовлетворительной».

На конференции говорили отец и сын Чередниченко. Они оба тоже указывали на недостатки, но, в отличие от других, на личности не переходили.

Собрание превратилось в выражение всеобщего разочарования, борьбу за ресурсы, упрёки и отстаивание личных интересов. На критику отвечал президент областной шахматной федерации, вице-спикер Воронежской облдумы Сергей Рудаков.

Сергей Рудаков
Сергей Рудаков

Сидевший в президиуме Михаил Кислов, казалось, не реагировал на выкрики из зала о его 20-летней работе в Польше, о необходимости отправить его в отставку и тут же выбрать нового главного тренера.

За Михаила Кислова вступился его ученик Сергей Гребенников, известный воронежский автор-исполнитель и шахматный тренер.

Сергей Гребенников
Сергей Гребенников

Гребенников только вернулся в спорт незадолго до этой конференции и был шокирован агрессией коллег. Он попросил собравшихся «не плевать в колодец», оставить претензии и поиск врагов.

Владимир Кадурин, руководитель управления физической культуры и спорта Воронежской области, отметил, что федерация – это все собравшиеся на конференцию, и критикуют они «не Кислова и Рудакова», а сами себя. Он пояснил, что нельзя «забирать деньги у детей и отдавать взрослым дядям», которые могут сами заработать, найти меценатов.

Владимир Кадурин
Владимир Кадурин

– Обидно, что вы самая интеллектуальная федерация, а разговор шёл только о деньгах. Ни одного конструктивного предложения об изменении работы федерации я не услышал – только про деньги и финансирование, – пояснил Владимир Кадурин и призвал не валить ответственность друг на друга, а решать проблемы сообща.

В разговоре с корреспондентом «Вести Воронеж» Сергей Рудаков назвал скандал на конференции «житейской проблемой», «кризисом роста».

– Когда дела идут плохо и денег всем не хватает – всё спокойно, все терпят. Когда начинается процесс движения вперёд, где-то денег больше оказывается, где-то меньше. Есть что делить, и возникли вопросы, что финансирование идёт только на детские шахматы, – отметил Сергей Рудаков. – Чтобы снизить накопившееся напряжение, тогда в мае я сложил полномочия президента федерации, предложив им вместо себя другого бюрократа Виктора Масько (на тот момент заместитель руководителя аппарата губернатора).

Сейчас Сергей Рудаков считает, что приглашение Масько, который был близок оппонентам Михаила Кислова, могло сыграть для тренера роковую роль. 

– Если бы Михаил Александрович тогда на конференции ушёл в отставку, как все этого ждали, никакого бы уголовного дела не было. И до, и после неё поступали угрозы, требования, но он не поддался, поэтому решили убирать по-другому – путём грязного оговора, – пояснила Марина Кислова.

Главная фигура

«Международный скандал» – так назвал возможные последствия исхода дела Михаила Кислова бывший президент шахматной федерации Сергей Рудаков.

Рудаков считает обвинения Кислова в педофилии «полным абсурдом» и называет его шахматистом и тренером «мировой величины». Бывший президент шахматной федерации перечисляет фамилии учеников Михаила Кислова – гроссмейстеров, чемпионов мира и Европы, уверяя, что они готовы заступиться и поручиться за тренера.

К моменту обвинений в педофилии летом 2017 года Михаил Кислов больше 40 лет трудился тренером по шахматам детей и подростков. С начала 90-х работал за границей и вырастил, по словам супруги, больше 20 известных гроссмейстеров в Польше, Чехии, Сербии.

В 2010 году, когда Михаил Кислов окончательно вернулся из Восточной Европы в Воронеж, президент шахматной федерации Сергей Рудаков предложил ему должность главного тренера по шахматам Воронежской области. По словам Рудакова, к тому времени этот вид спорта в регионе оказался в серьёзном кризисе. После назначения Кислова шахматисты стали показывать хорошие результаты, становиться призёрами – к примеру, в 2017 году команда заняла 6 место на спартакиаде среди всех регионов России.

В шахматном сообществе разговоры о Михаиле Кислове не утихают уже полтора года. Не все тренеры любили его, когда он занимал должность.

– Кислов – человек резкий, принципиальный, всегда жёстко гнул свою линию, поэтому у него было много недоброжелателей. Если бы он не был таким энергичным и боевым, а был бы попроще, погибче, вряд ли бы дошло до задержания и ареста, – поделился в разговоре с корреспондентом «Вести Воронеж» один из тренеров по шахматам.

Другой тренер и вовсе рассказал, что Кислов в последнее время «зарвался» и «считал себя непотопляемым», вот и не заметил опасность. Все они считают историю слишком деликатной и некрасивой, поэтому по-честному соглашаются разговаривать только на условиях анонимности. Шахматисты не знают, «было там что-то или не было» на самом деле с мальчиком, но сходятся и убеждены в одном – если бы у Михаила Кислова и его недоброжелателей не случилось затяжного конфликта, не было бы и уголовного дела.

Нападение и защита: разные мнения

Многие шахматисты и родители учеников шахматной школы подписали заявление в защиту Михаила Кислова, когда тот оказался под домашним арестом. К силовикам пошли обращения и письма с десятками подписей и просьбами разобраться в скандале не только от воронежцев, но и из-за границы. И это снова понравилось не всем.  

Андрей Чередниченко
Андрей Чередниченко

 – Я полностью уверен в следствии, уверен, что суд разберётся. Больше года расследование вели профессионалы. Они проверили, нет ли тут оговора, клеветы, слова мальчика подтвердили доказательствами. Выяснили, что события имели место не только в Батуми, но ещё и в Туапсе, – отметил в беседе с корреспондентом «Вести Воронеж» Андрей Чередниченко. – В этой ситуации удивляет и возмущает реакция общественности, когда депутат Рудаков заступается за Кислова, он и другие собирают подписи в защиту, общаются с потерпевшими. И многие подписываются, не задумываясь – а что, если бы на месте этого мальчика оказался их ребёнок?

Сергей Рудаков подтверждает, что действительно защищает Кислова.

Сергей Рудаков, вице-спикер Воронежской областной думы

– Вся эта история – какое-то кошмарное недоразумение, полный абсурд. Вам нужно докопаться до причины, что самое сложное. Не думаю, что это бытовая месть, тут всё глубже. Можно лишь строить предположения. О своих гипотезах я смогу рассказать после окончания судебного процесса. Хочу сказать, что осуждение его не только дело следствия и суда, но и общества, в котором он живёт. Если один мальчик что-то говорит, а всё общество не видит этому подтверждение, то это наводит на размышления. Как же так? Нет ли тут умысла?

Если шахматное сообщество сходится во мнении, что так или иначе желание убрать Михаила Кислова с должности витало в воздухе, то понять и осознать, зачем подростку и его семье давать показания против тренера, если ничего на самом деле не было, не знает никто. Нет ответа и ещё на один вопрос: почему Виктор Чередниченко так долго молчал и спокойно разрешал общаться с Кисловым сыну и внуку.

– Облили грязью всех. На собрании Виктор Макарович заявил, что чуть не все те, кого тренировал Кислов, с ним «жили»… в том самом смысле, – возмутились тренеры в беседе с корреспондентом «Вести Воронеж».  – Как это он забыл, что его сын во время учёбы в Москве долгое время жил в одной комнате с Кисловым? И ничего – и до, и после хорошо общались.

Семья Кисловых считает, что обвинения носят и политический подтекст, подчёркивая, что на публику скандал вылился лишь в декабре 2017 года, когда в регионе произошла смена губернатора.

– Эта история не о политике, не о борьбе за власть и должности, а о взаимоотношениях, о личных обидах. Один ученик Кислова сказал, что за те 40 лет, что он ездил на соревнования, иногда из-за экономии организаторов жил вместе с детьми, ничего подобного, в чём тренера обвиняют, и подумать было невозможно. Никаких разговоров или намёков не было. Но зная характер мальчика, нельзя и подумать, что он способен на такую ложь. И вот эти два факта совершенно не вяжутся, – пояснил один из тренеров.

Разбор рокировки: победители и проигравшие

Осенью 2017 года исполнительным директором у нового президента областной шахматной федерации Виктора Масько стал Андрей Чередниченко. На пост главного тренера выдвинули гроссмейстера Константина Чернышова. Но через полгода все они покинули должности. Перед съездом шахматистов России в начале 2018 года тот же гроссмейстер Александр Раецкий обратил внимание, что ничего не делается, в Воронеже даже не определились с делегатом.

По словам Сергея Рудакова, Раецкий, который много выступал против Кислова, инициировал собрание. Убрали с поста исполнительного директора Андрея Чередниченко. Тут же выяснилось, что в связи с поправками в антикоррупционный закон чиновник не может возглавлять спортивную федерацию. Поэтому пост президента покинул Виктор Масько, который на тот момент был заместителем руководителя аппарата губернатора. Гроссмейстер Чернышов «в знак протеста» ещё до утверждения ушёл сам. Шахматисты избрали новый президиум, но президент федерации появился только в июне 2018 года. Им стал бизнесмен Сергей Журавлёв.

– Стало в чём-то хуже, чем было. Давят уже на вице-президента федерации Раецкого, который что-то пытается делать. Вот выяснилось, к примеру, что власти и меценаты не очень-то хотят финансировать проходящий в Воронеже ежегодно международный шахматный фестиваль, директором которого Раецкий является уже 22 года. Пришлось убеждать, что фестиваль необходим как лицо региона, искать средства на оплату жюри, – рассказал Сергей Рудаков. – Раецкий начинает понимать, что он натворил, что при Кислове было не так уж и плохо. Не должны мы, воюя друг с другом, вредить делу.

Как отмечают тренеры, мальчик, который стал потерпевшим по делу против Михаила Кислова, действительно заслуживал участия в турнирах, показывал хорошие результаты.

–  Скандал сильно ударил по репутации шахмат в Воронеже. И всё сообщество уже полтора года вместо того, чтобы нормально заниматься делом – работать на благо области, добиваться успехов в турнирах, – обсуждает эту историю, – пояснил один из шахматных тренеров. – Получается, развитие конфликта в угоду каких-то эгоистических соображений группы людей – это если Кислов невиновен. Если же виновен, то это ужас и просто нет слов – куда тогда все смотрели 40 лет?

Читайте также