«Психологи – не Боги». Почему воронежские женщины идут на аборт, и как их отговаривают
Как работает служба психологического консультирования – в сюжете «Вести Воронеж».
Очень хороший результат – так можно охарактеризовать работу службы предабортного консультирования в Воронежской области. После консультаций со специальным психологом, около 20% пациенток (400 из 2000) решили сохранить беременность. В среднем в России хорошим результатом считается 10%.
В кабинете за год побывали сотни жительниц области, примерно пятая часть из них – на консультации перед прерыванием беременности. К психологу пациенток, которые не хотят оставлять малыша, направляют гинекологи. Такова сейчас процедура, если женщина решилась на аборт, ей дают несколько так называемых дней тишины, чтобы подумать ещё раз, сдать необходимые анализы и сходить к психологу. Его задача – удержать пациентку от необдуманного решения.
– Чаще всего какие причины озвучивают – сложная экономическая ситуация, нет жилья, сейчас ипотека, нет работы, есть уже дети и больше не планировали, либо ссылаются на то, что очень плохое соматическое здоровье и оно не позволяет. Либо женщины возрастные, которые говорят – ну, куда, я уже внуков жду, о чём вы говорите. Либо это девочки несовершеннолетние. Психолог не то, чтобы отговаривает, он не отговаривает. Он приводит аргументы в защиту жизни, психолог старается создать для женщины пространство, в котором она сможет увидеть себя на руках со своим ребёнком, – рассказала главный внештатный психолог департамента здравоохранения Воронежской области Алевтина Карпенко.
Впрочем, брать на себя функции Бога, как выражаются психологи, они не имеют права – основная масса женщин, пришедших на консультацию, всё-таки прерывают беременность. При этом им, говорят специалисты, помощь нужна едва ли не больше уже после операции – аборт всегда серьёзно влияет на психику, часто провоцирует неврозы и депрессию.
Тем, кто, подумав, решает, несмотря на обстоятельства, оставить малыша, в психологической службе готовы помогать и дальше – при необходимости подключают бесплатного юриста или волонтеров. Беременными в трудной жизненной ситуации в регионе занимается 5 некоммерческих организаций. Илья Пилюгин – один из самых известных воронежских пролайферов, занимается помощью кризисным семьям более десятка лет.
– Они звонят нам просто по телефону, говорят, что такая-то подопечная есть или присылают нам контакты этой подопечной. Если она нуждается в помощи, которую мы оказываем. Мы можем собрать весь комплект к родам: кроватку, коляску, подгузники, одежду для новорожденного, и когда женщина уже слышит это от психолога или работника медучреждения, они уже легче соглашаются на то, чтобы сохранить ребёнка, потому что они чувствуют поддержку. На аборт идут в ситуации вакуума, информационного и человеческого, – отметил координатор центра защиты материнства «Ангел-хранитель» Илья Пилюгин.
На попечении Ильи и его коллег – более сотни семей. На самый крайний случай матерей, которым негде жить, готовы поселить в кризисные квартиры. В трёшке на левом берегу сейчас 4 семьи – попали сюда в результате разных обстоятельств. Елена месяц назад с дочерью приехала из Киргизии, получила временное жильё – пока не найдёт работу и съёмную квартиру. А Виктория Свинцова с детьми прячется в Воронеже от мужа-дебошира.
– Пьянку разводил, бил меня, ругал, очень тяжело было. Ни газа, ни тепла, ничего не было. Там, в Кизляре я обратилась в нашу соцзащиту, они позвонили в Махачкалу и сказали, что есть такой центр и забрали меня туда. В Махачкале три месяца была с детьми, он уже туда приехал со своей мамой, домой, дескать возвращайся. Я сказала, что больше не вернусь к нему – и мне предложили переехать в Воронеж, – пояснила подопечная кризисного центра Виктория Свинцова.
Некоторые подопечные, получив поддержку, быстро устраивают свою жизнь, другие – возвращаются к волонтерам за помощью многократно. Главное – сходятся во мнении и волонтеры, и психологи, дать детям шанс родиться. В прошлом году, по подсчетам департамента здравоохранения, от аборта отказались около 400 женщин.