< >

Сказка 19 века в оригинале. Для воронежцев воссоздали балет «Спящая красавица»

В театре оперы и балета 1 марта состоится уникальная премьера.

Воронежские зрители уже в пятницу, 1 марта, смогут прочесть энциклопедию русского классического балета. Именно так называют специалисты балет Петра Чайковского и Мариуса Петипа «Спящая красавица». В качестве балетмейстера театр вновь пригласил известного хореографа – реставратора Юрия Бурлаку.

Реставрация картин или других произведений искусства – процесс сложный, в результате которого экспонат возвращается к нам во всей своей красе. Реставрация балета – процесс не менее сложный. В результате, спектакль приходит к зрителю в том виде, в котором его задумали авторы лет этак 130 назад. «Спящую красавицу» Чайковский и Петипа создали в 1890 году. Юрий Бурлака много лет занимается восстановлением классических балетов во многих театрах мира. В прошлом сезоне он уже поставил в Воронеже «Корсар». В нынешнем пришла очередь «Спящей красавицы».

– Всегда приятно работать с людьми, которые хотят. Да, эта постановка немножко «на вырост». Она «на вырост» многим театрам, не только русским, но и зарубежным. Это энциклопедия разного вида танца – характерного, историко-бытового, классического, прежде всего конца 19 века, которая до сих пор сложна, – рассказал балетмейстер-реставратор, заслуженный артист России Юрий Бурлака.

«Спящую красавицу» решили поставить в оригинальной редакции Петипа. Сложность в работе была в том, что архивы Мариинского театра в 1918 году были вывезены в Лондон. Затем, через аукцион, они оказались в Америке. Сейчас эти архивы многим балетмейстерам помогают воссоздавать балеты конца 19 века. Юрий Бурлака в их числе. Постановку в театре осуществили за короткий промежуток времени. Труппа работала много, безотказно, почти «на износ».

– Я удивлен тому, как за короткий промежуток времени сильно выросла балетная труппа. Две недели назад артисты не могли сделать какой-то элемент, а сейчас он у них получается. Добавляем больше сложности, больше музыкальности, больше корпуса, – отметил заслуженный артист Воронежской области и главный балетмейстер театра оперы и балета Александр Литягин.

А артисты театра признаются, балет для них очень сложный.

– Могу сказать, что работать тяжелее, чем в «Корсаре». Нужно делать образ нежной юной Авроры, я постараюсь выложиться на все 100%, – пообещала солистка Воронежского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов Марта Луцко.

Без красивых костюмов не бывает красивой сказки. Около 200 сшиты руками мастеров пошивочного цеха театра. Кружевные воротники, парчовые камзолы, нарядные шляпы. Около 100 балетных платьев шили в Москве. Художник- дизайнер Елена Долгалева когда-то училась в Воронежском хореографическом на курсе Набили Валитовой, танцевала на сцене театра, а потом более 20 лет – на сцене Большого. Теперь поменяла амплуа и занимается театральным костюмом.

– В состав мастерских входят хорошие художники, отделочники-мастера. Над этим спектаклем работала Ольга Удод, легендарный художник – отделочник Большого театра, которая 40 лет проработала в театре. В костюмах использована только ручная работа, только настоящее театральное прикладное искусство, – рассказала художник театрального костюма Елена Долгалева

«Спящая красавица» была создана для огромной труппы Мариинки в 150 человек. Воронежская труппа в несколько раз меньше. В спектакле танцуют все без исключения артисты. А ещё у нашего театра очень хороший резерв – хореографическое училище. Впрочем, некоторые танцы сам Петипа создавал специально для детей.

Читайте также