«Волга» вместо катафалка. Почему в Воронеже покойника в морг доставили на крыше машины
Служба спецперевозки в селе не работает.
Апофеоз нищеты – фото тела жителя Каширского района, привязанное к крыше старенькой «Волги», облетело за последнюю неделю все интернет-ресурсы страны и даже ближнего зарубежья. Многие в комментариях вспоминали 90-е, когда жители самостоятельно на крышах авто доставляли для своих покойных родных гробы из салонов ритуальных услуг. Позже выяснилось, в селе покойного службы спецперевозки нет, каждая семья выкручивается, как может. И такая ситуация – фактически во всех районах области, разница лишь в цене.
У семьи умершего, говорят местные жители, ни копейки – даже окна в доме вместо стёкол закрыты полиэтиленом. Первое, что услышали соседи, сбежавшиеся после обнаружения покойного, денег на похороны нет. Когда выяснилось, что тело предстоит отвезти на экспертизу, стало ясно – спешно собранных соседками средств не хватит. Обратились к соседу, который никогда не отказывает.
– Позвонили Воробьёву, он всегда покойников возил, всегда нанимали его.
– Как катафалк?
– Какой там катафалк, у него грузовая «Газель» и «Москвич», что ли, он всегда на прицепе возил.
Грузовой транспорт у соседа оказался неисправен, пришлось использовать багажник на крыше старенькой «Волги». По пути простыни, в которые был завёрнут умерший, растрепал ветер, и последний путь мужчины стал достоянием общественности. Из Воронежа тело привезли уже на катафалке, пока соцсети кипели от возмущения, вся деревня собирала деньги. Для небольшого Можайского произошедшее – не такое уж ЧП, вопрос транспортировки покойных в деревне каждая семья решает самостоятельно, чаще всего выручают родственники, у которых есть микроавтобус. Если таких нет – помогают соседи. Этой женщине также, на багажнике пришлось отвозить на экспертизу тело брата, погибшего при пожаре.
– Мы его завернули в покрывало, взяли мешок, сахар в каких мешках, мука, привязали его с четырёх сторон за багажник и мы его везли. Ничего страшного.
В областном центре, внимание, дежурит всего две машины официальной службы спецперевозок, «буханки» с чёрной полосой. Ещё 15 катафалков Воронежское похоронное бюро держит, что называется, на подхвате. В случае, к примеру, крупного ДТП с погибшими все спецмашины бывают заняты, и приходится задействовать, так сказать, торжественные варианты. Альтернатива – те же частники, которых в городе достаточно. В автопарке спецтранспорта рассказывают байки о том, как перед приездом бригады тело покойного увезла некая машина с надписью «Хлеб».
– Время доезда до нужного адреса у меня есть, я приезжаю, а уже родственники говорят, что уже тело увезли, ну, либо знакомые, либо частные у нас есть, тоже перевозят, – рассказал водитель машины спецперевозки Юрий Корчагин.
Стоит перевозка тела на экспертизу в черте города – от 3 тыс. рублей. Плюс – погрузка, ещё 500, плюс – спуск с этажа. Например, если человек скончался на 5 этаже, за его доставку до машины возьмут дополнительно 1300. И вообще, бизнес не самый выгодный, уверяют координаторы спецперевозки. В половине случаем платить за транспортировку покойных некому.
– Когда у людей нет денег, мы в любом случае перевозим. Нет такого, чтобы мы приехали, допустим, у людей денег нет, мы развернулись и уехали, – рассказал бригадир службы спецперевозки Дмитрий Печенкин.
Чаще платить всё же приходится родным. На экспертизу тело отправляют по заявке правоохранительных органов, вне зависимости от желаний семьи. В некоторых регионах эту услугу выполняют за счёт бюджета, в Воронежской области безвозмездно предоставляют только землю на кладбище. Если подсчитать все расходы, умереть в Воронеже и прилегающих районах стоит не менее 30 тыс. рублей.