«Остались самые стойкие». Почему учителя не хотят работать в воронежских школах
Кадровый голод – проблема не только непопулярных учебных заведений.
В этом году 1 сентября в Воронежской области откроются 9 новых школ. Большая часть из них – в областном центре, их сейчас усиленно достраивают в нескольких спальных районах. В том, что здания будут готовы к приёму детей, сомнений нет, в некоторых школах удастся избавиться от второй смены. Вопрос пока только один – кто там будет работать.
Новую школу 1 сентября получит равный по населению целому Нововоронежу массив «Олимпийский». Там откроют новое учебное заведение, чтобы разгрузить другое новое – в нём дети давно не умещаются.
Ещё одна появится в Боровом. Новое учебное заведение достраивают на Ильюшина – для жителей нового микрорайона за пределами ВАИ. На Артамонова рядом с быстро растущей новой застройкой тоже будет новая школа.
Из районов новая школа откроется в Отрадном – там тоже ученическое перенаселение, и в селе Поляна Терновского района.
В Боброве достраивают и запускают в этом году образовательный центр – школа, учреждение дополнительного образования и техникум в одном.
Рядом садик, так что бобровские дети этот комплекс, по задумке, будут покидать, уже имея профессию. На работу готовы пригласить 80 педагогов. Часть уже нашли в самом Боброве – в двух переполненных школах, остальных готовы заманивать. В частности, условиями труда. работать придется в школе, которой позавидует, пожалуй, каждый воронежский родитель.
Помимо перспективы трудиться в новой и хорошо оснащённой школе, учителям обещают зарплату, приближающуюся к средней по региону, наверняка не всем, но цифру «около 27» озвучивают. Бонус – жильё, который предоставляет специалистам, готовым к переезду, районная администрация. Через 10 лет успешной работы и отсутствия нареканий квартира, уверяют, переходит в собственность.
– Сейчас дали согласие порядка 6 человек, они приезжают с радостью. Востребованные профессии на данный момент – это очень сильные математики, физики, химики, это робототехника, информатика, – пояснила директор образовательного центра Наталья Жаворонская.
Технологию детям и ряд дисциплин студентам колледжа будет преподавать кандидат технических наук. Алексей Василенко большую часть жизни провёл в Воронеже, говорит, перебраться на периферию готов ради развития. На новом месте обещают материально-техническую базу лучше, чем была в вузе и практику на строящемся заводе по производству комбайнов.
– Непосредственно в школе меня уже на обучение отправят, чтобы подвести меня непосредственно к детям. У меня педагогического образования нет, техникум. Гуманитарное надо подтянуть. Так что там перспективы, мне это не чуждо, мне это интересно, – рассказал кандидат технических наук Алексей Василенко.
Всего в новые школы области сейчас требуется минимум 150 педагогов. Желающих пока не так много – радужные перспективы предлагают далеко не всем.
Сколько учителей ждут в областном центре, городское управление образования пока озвучить не готово, однако можно взглянуть на сайты с вакансиями.
На государственном портале «Работа в России» для педагогов областного центра числится 44 вакансии. В большинстве случаев, учителей ищут муниципальные школы. Специальности самые разные – и русский язык, и математика, и преподавателей начальных классов. Объединяет эти вакансии, пожалуй, только зарплата. Она колеблется от 11 до 15 тыс. рублей в месяц. Чуть выше прожиточного минимума.
Например, в одну из школ Северного микрорайона требуется учитель русского языка и литературы. Не абы какой, а дисциплинированный, исполнительный и пунктуальный. На надёжные 11 тыс. рублей в месяц.
Чуть больше готовы платить учителю иностранного языка на левом берегу. Можно без опыта работы, и требования к кандидату более, так сказать, гуманитарные – ответственность, доброжелательность и любовь к детям. Всем бы такого педагога – за 15-20 тыс. в месяц.
Среди выпускников педагогических вузов в школу попадает от силы 40%. Как шутят молодые учителя, для успешной работы в школе учительнице нужен мужчина, готовый оплачивать это хобби. Впрочем, чиновники от образования обычно уверяют, что зарабатывать можно больше, если как следует постараться и взять побольше нагрузки.
Кадровый голод проблема не только новых или непопулярных учебных заведений, но и тех, в которые родители ночами отстаивают очереди, чтобы записать туда чадо. К примеру, одна из школ с репутацией престижной, в прошлом году искала педагога по математике, а 6 и 8-классники, как утверждали их родители, не занимались основным предметом достаточно продолжительное время.
По словам директора, попрощались с педагогом из-за непрофессионального поведения и конфликта с учеником. Однако его нагрузку между собой распределили коллеги, и никаких пробелов в занятиях не было, уроки шли согласно программе.
Сложность в Воронеже не только с учителями математики. Такая же сложность с учителями физики, химии и других предметов. Дефицит школы испытывают и с педагогами начальных классов.
– Сейчас маловато математиков, физиков, мало технологов, потому что сейчас предметная область технологии расширяется, и это уже не та технология в контексте «сбить табуретку». Филологов достаточно много требуется, потому что по этому предмету количество часов большое и здесь один учитель не всегда может охватить даже одну параллель. К сожалению, естественно-научных тоже очень мало предметников. Химия, биология ещё, более-менее, нет вакансий, по крайней мере. На сегодняшний день по биологии одна вакансия. Из предварительного сбора заявок мы видим только одну вакансию. И, конечно, иностранный язык. С учётом введения второго иностранного языка в области, немецкий, французский, нужны не просто иностранцы, а узкоспециализированные, – рассказала главный эксперт отдела сопровождения инноваций ВИРО Ольга Блинникова.
Впрочем, в школах, как правило, свободных ставок не так много. Учителя совмещают несколько, чтобы хотя бы что-то заработать. В базе департамента образования области – более 600 учителей занимаются внешним совместительством - то есть, работают не в одном месте, а в нескольких. И это только официальные данные. Гораздо больший процент педагогов совмещают разные предметы в одной школе или ведут дистанционное обучение – особенно в сельских учебных заведениях.
Впрочем, статус и репутация городской школы, как показывают отзывы на родительских форумах, не всегда влияют на качество обучения. Даже там, куда попасть многие родители считают за счастье.
Впрочем, есть и хорошие новости – молодым педагогам в регионе обещают материальную поддержку и дополнительные выплаты, чтобы 11-12 тыс. в месяц пугали их чуть меньше. В департаменте образования проанонсировали новую программу для привлечения молодых кадров в образование. В частности, учителям намерены доплачивать за реализацию собственных проектов и использование цифровых технологий.