Бытовой шантаж или забота о безопасности? Почему воронежские многоэтажки оставляют без газа
Эксперты рассказали, что делать, если вам отключили газ из-за соседей.
Сезон масштабного ремонта коммуникаций в городе принёс воронежцам немало сюрпризов. Некоторые, например, оказались заложниками взаимоотношений соседей, газовой службы и управляющей компании. Жители нескольких домов остались без газа из-за того, что не все соседи заключили договор на обслуживание с газовщиками. Что делать в такой ситуации – «Вести Воронеж» спросили у экспертов.
В заложниках коммунальных разборок на этой неделе оказались жители девятиэтажки по улице 25 января – у управляющей компании не было договора с поставщиками газа на техническое обслуживание внутридомового оборудования. Специалисты газовой службы приехали и оставили без газа все подъезды, кроме одного. Туда их не пустили жильцы.
– Когда они уехали, они пригрозили нам, что они вызовут «аварийку». Она приедет и перекроет нам газ. Ну, мы опять же дежурили у подъезда, чтобы не пустить никого, чтобы не перекрыли нам газ, – рассказывает жительница дома №30 по улице 25 января Наталья Скарга.
А вот, по словам директора управляющей компании «Созвездие» Михаила Палютина, договор с газовой службой он заключил на прошлой неделе. Коммунальщик назвал отключение незаконным и посоветовал жильцам подать в суд иск о возмещении морального и материального ущерба.
– Эти коммуникации уличные, и которые идут по подъезду – они относились к газовой службе. Они пришли уже в негодность, там уже дому под 40 лет, вот этим трубам тоже по 40 лет. Не сегодня – завтра они выйдут из технически пригодного состояния. Теперь они насильно нам их дают на баланс и делают так, чтобы я ещё заключил договорные отношения на техническое обслуживание, – прокомментировал директор УК «Созвездие» Михаил Палютин.
Жители другого дома готовились провести без горячей воды и возможности приготовить пищу все выходные – судя по объявлению на подъезде, газ отключили потому, что специалисты не смогли попасть в некоторые квартиры для проверки. При этом, уверяют люди, проверять оборудование если и приходили, то далеко не ко всем – многие были предупреждены о проверке и находились дома. В том числе и те, кого слесари якобы не смогли найти.
– Бабушка, которая там живёт, никуда и не пропадала, она целый день дома была. Она старенькая и вообще никуда не выходит. Значит – к ней и не зашли или, возможно, не достучались. Надо, значит, как-то инструктировать слесарей, что бывают пожилые люди, – говорит жительница дома №51 по Ленинскому проспекту Людмила Колодей.
Газ, правда, через сутки всё же включили – после обещаний жильцов обратиться в прокуратуру. История, надо сказать, типична – таким образом, рассказывают общественники, газовые службы шантажируют жителей многих домов.
Несколько дней без голубого топлива там же, на Левом берегу провели жители дома №108 по улице Ленинградской. Топливо им обещали не включать, пока они не заключат договоры с жильцами каждой квартиры, а таких в доме 140. Причём некоторые из соседей вовсе не живут по своим адресам.
В Межрегионгазе на наш запрос о правомерности подобных действий ответили следующее:
– В соответствии с постановлением Правительства от 14 мая 2013 года на собственника жилого помещения или управляющую организацию возложена обязанность по заключению договоров на техническое обслуживание и обеспечение в любое время суток беспрепятственного доступа в помещения, где размещено газовое оборудование, – говорится в сообщении.
Надо отметить, что здесь поставщики газа немного лукавят – круглосуточно сидеть и ждать воронежцы не обязаны. Существует определенная процедура. Как минимум, уведомить о ревизии должны за 10 дней. А главное, в проверках должны участвовать сотрудники управляющих компаний, у которых есть все необходимые данные о жильцах.
– Управляющая компания имеет контакты всех владельцев жилья в данном доме. И когда говорят: «Мы не знаем, где эти люди находятся, ищите сами», – кто должен искать? Местные жители? УК заключила договор со всеми жильцами дома на то, что последние доверили организации управление домом. Будьте добры, управляйте. У вас есть контакты всех жителей, – отметила председатель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и тарифам Воронежской областной Думы Татьяна Головачева.
Если доступ в квартиру не обеспечили, сроки проверки можно перенести – на это тоже есть процедура. Она может занять месяц, если речь, конечно, не идёт о серьезной утечке.
Если газа нет, а соседей, которые не пустили газовщиков в квартиру, найти не могут, добросовестным владельцам жилья советуют обращаться в жилищную инспекцию и прокуратуру – с просьбой дать правовую оценку действиям управляющей компании и газовой службы.