< >

Проблемы из советского прошлого. Как появилось воронежское «море» и почему начало цвести

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

Воронежское море, похоже, претендует на звание «лазурного берега». Ядовито-зелёный оттенок водохранилища на этой неделе ужаснул жителей города. В такой цвет водоём окрасился даже в районе Адмиралтейской площади.

Сделать реку Воронеж полноводной мечтали и в Петровское время, и в 20-х годах прошлого века. Идею воплотили в жизнь лишь полвека назад. Нетипичный проект такого моря в городе разработал тогда ещё Ленинградский институт. Как шло строительство, можно увидеть в архивных кадрах из сюжета корреспондента «Вести Воронеж» Регины Хартюновой.

Работ такого масштаба наш город, похоже, никогда не видел. На этом фоне спецтехника кажется игрушечной. Только арматура здесь длиной в десятки метров. Но, несмотря на значительные размеры, её строители соединяют с точностью до сантиметра. Другие, тем временем, бетонируют основание. Объект, который возводят на этих кадрах 1968 года, основа всего воронежского «моря» – его плотина.

Буквально за год до открытия водохранилища, в 1971 году, часть его территорий начали засыпать. Так укладывали основание для будущей спортивной базы у Чернавского моста. Той, что сейчас реконструируют. На Вогрэсе тем временем шли последние приготовления к запуску объекта. Дамбу пытались как можно скорее облицевать бетонными плитами. В конце июля 1972 года водохранилище, наконец, заполнили.

– Если вспомнить, какая река была в 60-е – 70-е годы, я близко жил там, почти везде её можно было перейти по пояс, в некоторых местах – по грудь. Река сильно мелела и могла превратиться просто в отдельные заболоченные участки. Так как питания реками, которые впадают в Воронеж, было недостаточным, – вспоминает профессор кафедры гидравлики, водоснабжения и водоотведения ВГТУ Владимир Щербаков.

Водохранилище строили для нужд предприятий, но и воронежцы его появлению поначалу были несказанно рады. Так появились новые зоны для купания, рыбалки, прогулок на катерах и моторных лодках. Зимой же акваторию водохранилища облюбовали «моржи», гуляя на морозе лишь в плавках и резиновых шапочках.

– Работу свою водохранилище сделало. Первые 10 лет воды достаточно было в нём, сразу же наполнились подземные реки, и для промышленных предприятий тоже была польза – они построили водонапорные станции. Но сегодня мы ощущаем то, что тогда было недоделано, – отмечает главный инженер «Стройтрест-2» в 1972 году Геннадий Сафронов.

По словам самих же строителей, при запуске Воронежского водохранилища они, похоже, поторопились. Лето 1972 года было слишком жарким, поэтому заполнять его надо было срочно. В итоге так и не решили проблему с глубиной. Если у плотины до дна всегда в среднем было метров 10, то, например, между Вогрэсовским и Чернавским мостами всего два – три. Совсем скоро водохранилище стало цвести. Этим летом от синезелёных водорослей и жаркого июня оно окрасилось даже в центральной части города.

В 90-х в городе впервые серьёзно задумались над очисткой водоёма. Специальный аппарат для этого разработало КБХА. Во время перестройки космическое предприятие переживало нелёгкие времена. И вместо жидкостных ракетных двигателей там стали шить одежду, производить диваны и даже колбасу. Среди всего ассортимента новых направлений эта необычного вида система по озонированию воды хоть как-то была приближена к науке. Правда, пользовались разработкой, в основном, другие регионы.

Загрязнение вод воронежского «моря» тогда связывали не с водорослями. В интервью автору программ нашей телекомпании Николаю Колтакову главный санитарный врач области того времени Михаил Чубирко рассказывал, во всём виноваты отходы от промышленных предприятий.

– Все наши практически водозаборы соединены с водохранилищем гидрологической связью. Органические загрязнения попадают в наши водоносные горизонты. Я обращаюсь к администрации города Воронежа с тем, чтобы в ближайшее время этой проблеме уделили серьёзное внимание. Может быть, в следующем году, хотя бы на одной из станций – на №4, 8 или 3, где самая плохая вода, нам всё-таки поставили озонатор и подавали населению качественную воду. Ту, которую должны пить люди, – рассказывал тогда Михаил Чубирко, занимавший пост главного санитарного врача Воронежской области с 1988 по 2005 годы.

Но ни в следующем году, ни позже – систему так и не внедрили. Теперь водохранилище делают глубже – скорость течения вырастет, а заодно, уверены экологи, вода очистится и пропадёт и уже ставшей легендой едкий запах городского моря.

Читайте также