< >

Правосудие на шестерых. Впервые в районные суды Воронежской области позвали присяжных

Судьям с улицы предстоит вынести вердикты по делам о покушении на сбыт наркотиков.

Оксана Грибкова Вести Воронеж 5776
Правосудие на шестерых. Впервые в районные суды Воронежской области позвали присяжных

Сразу в двух районных судах Воронежской области начались разбирательства с участием присяжных заседателей. При этом с вступления в силу нововведений, расширяющих демократические основы правосудия, прошло больше года. По совпадению, оба подсудимых, которые попросили судей с улицы, обвиняются в подготовке к сбыту крупных партий наркотиков. Один процесс стартовал в Богучаре, второй – в Рамони. О деталях этих разбирательств и особенностях правосудия с присяжными в райсудах корреспонденту «Вести Воронеж» рассказал Виталий Сидоров, руководитель отдела государственных обвинителей прокуратуры Воронежской области.

Дело первое. Студент и 3 кг «синтетики»

О суде присяжных в Богучарском районном суде попросил 22-летний Данил А. Силовики нашли у липчанина почти 3 кг синтетических наркотиков.

По версии следствия, студент московского вуза забрал «товар» из тайника в Подмосковье, получив указания в мессенджерах от дилера, которого не знал лично. Продавать его Данил А. вёз в Дагестан, но 2 февраля 2019 года парня в Богучарском районе задержали сотрудники ФСБ. Данил А. ехал с попутчиками, которых нашёл через сервис BlaBlaCar. Водитель машины и второй пассажир ни о чём не подозревали.  Они были в шоке, когда на их глазах у парня изъяли пакетики с порошком, спрятанные в четырёх коробка от каши «Геркулес». Общий вес «синтетики» составил почти 3 кг. 

Сразу после задержания Данил А. не отрицал, что перевозил наркотики, и объяснил свой поступок серьёзными финансовыми трудностями. Летом в августе 2018 года парень попал в ДТП без страховки и задолжал второму автомобилисту 110 тыс. рублей. Кроме того, у него не было денег на ремонт и своей машины. Студент скрывал неприятности от родителей и хотел заработать, чтобы поскорее решить свои проблемы. 

Дело второе. Тайник для закладчика

Второе дело в регионе начал рассматривать Рамонский районный суд.  Оно сильно напоминает историю студента Данила А. На скамье подсудимых оказался 19-летний парень из Липецка. Руслана З. также обвиняют в покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере. Полицейские поймали юношу в Рамонском районе в августе 2018 года с почти 250 граммами «синтетики». Партия наркотиков также в пачке из-под каши. За несколько минут до этого Руслан З. забрал её из тайника.

Парень рассказал силовикам, что поначалу рисовал в Липецке граффити с рекламой сайта, где можно купить наркотики. Задания он получал через мессенджер, там же и отчитывался с помощью фото, деньги за работу приходили на киви-кошелёк. Вскоре те, кто платил,  предложили «графитчику» делать закладки с наркотиками. Сначала он отказался, но позже возникли финансовые проблемы, и он согласился. Парень получил задание  - забрать наркотики из тайника, расфасовать на мелкие партии, спрятать в новых местах для покупателей.

В августе 2018 года Руслану З. поручили съездить в Воронежскую область и там в лесу забрать из тайника большую партию наркотиков. За работу ему пообещали перечислить 10 тыс. рублей. Юноша уговорил знакомых девушек, у одно из которой были водительские права, поехать покататься. Для этого молодые люди арендовали машину Daewoo Nexia. В оговоренном месте у села Староживотинное парень сделал вид, что ему нужно в туалет, зашёл в лесной массив и забрал коробку из-под каши из тайника. После этого Руслана З. встретили у автомобиля оперативники и при обыске изъяли наркотики.  

За покушение на сбыт наркотиков в особо крупном размере (ч.3 ст.30, ч.5 ст. 228.1. УК РФ) предусмотрено от 15 до 20 лет лишения свободы. В обоих воронежских делах речь идёт о судьбах совсем молодых людей. Оба липчанина по каким-то своим причинам попросили суды присяжных.

Дилеры, которые «нанимали» молодых людей, продолжили продавать наркотики через новых курьеров. Этот страшный бизнес устроен так, что силовикам очень трудно выйти на организаторов. Закладчики выполняют задания, следуя дистанционным онлайн-указаниям безымянных наркоторговцев, и получают деньги на карточку. Поэтому вычислить тех, кто стоит выше курьеров, намного сложнее. Дилеры вслепую используют подростков, студентов, беременных женщин, инвалидов. Тех, кто потом может рассчитывать на милосердие присяжных и профессиональных судей. При этом такие подсудимые зачастую понимают, что несут беду людям. Но желание получить лёгкие деньги оказывается сильнее моральных терзаний.

Принципы работы присяжных в райсудах

Нововведения с судами присяжных в России вступили силу 1 июня 2018 года. По мнению законодателей, они расширяют права подсудимых на защиту и обеспечивают фундамент правового государства. До реформы пригласить судей с улицы могли только те подсудимые, дела которых рассматривали областные суды. Все они касались особо тяжких преступлений, за которые предполагается наказание вплоть до пожизненного заключения.

Теперь же компетенцию «народных судов» расшили и до других преступлений, которые подсудны районным судам. Речь идёт о покушении на убийство с отягчающими обстоятельствами, умышленном убийстве, побоях, повлёкших смерть человека, торговле наркотиками в особо крупном размере и их контрабанде. Это довольно частые обвинения. Но сюда же отнесли и редкие в судебной практике статьи о преступлениях против власти – посягательство на жизнь госдеятеля, полицейского, следователя или судьи, а также геноцид.

– Нельзя менять вид судопроизводства, если подсудимый и его защита попросили суд присяжных заседателей. Обжаловать после вынесение приговора по вердикту присяжных можно лишь то, что касается возможных процедурных вопросов.  Также в отличие от обычного вида судопроизводства, где судья единолично выносит приговор, запрещено обжаловать несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Все эти особенности разъясняют подсудимому несколько раз – на следствии и в начале судебного процесса, – пояснил Виталий Сидоров.

С реформой число присяжных в облсуде сократили до восьми человек, в районных судах коллегии состоят из шести заседателей. При её наборе несколько присяжных оставляют в запасе на случай форс-мажоров у людей из основного состава. В опросном листе перед коллегией ставятся четыре вопроса, в отличие от законодательства США, где присяжные отвечают только на один вопрос – виновен или нет. У присяжных в России спрашивают, было ли событие преступление, причастен или непричастен к нему подсудимый, виновен он или невиновен, заслуживает снисхождения или нет. Если заслуживает, то это уже не так уж и мало – помогает получить обвиняемому не больше 2/3 от максимального срока, который указан в Уголовном кодексе.

За день работы в суде присяжным платят столько, сколько в среднем за тот же отрезок времени получают профессиональные судьи. Присяжные заседатели не присутствуют при обсуждении юридических, процессуальных и процедурных вопросов, не принимают по поводу них решения. В присутствии коллегии не изучают данные о личности подсудимых. Задача присяжных – оценить представленные обвинением и защитой факты и, используя свой опыт, мудрость, знания, вынести вердикт о виновности или невиновности.  

Ещё по теме

Читайте также