9 °C
70.6   $ 63.85
< >

Расцвет «зелёного» транспорта. Как лётчик-герой запустил в Воронеже троллейбус

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Регина Хартюнова, Юрий Вахтин 1845

Предлагаем вам отправиться в путешествие на троллейбусе. Корреспондент «Вести Воронеж» Регина Хартюнова вновь заглянула в архивы нашей телерадиокомпании, и на этот раз расскажет появлении на улицах Воронежа первого экологически чистого транспорта.

Пуск троллейбуса в Воронеже словно собрание «людей в чёрном» – депо горожанами в тёмной одежде переполнено. Человек слева – Дмитрий Лебедев. Герой Советского Союза первый в Воронеже водитель такого транспорта. Предприятие на улице Космонавтов чуть позже назовут его именем, а пока после торжественных речей и разрезания ленты лётчик-штурмовик садится за руль.

6 ноября 1960 года первый по числу «рогатый» автобус станет и первым по номеру. Всего в путь в этот день их отправят 10 – в каждом не будет свободных мест уже при выезде из депо.

В 1964 году на линию выйдет и этот уникальный троллейбус. Тогда один из сотни «рогатых» стал пионерским. «Орлёнок», по легенде, создали из собранного юными ленинцами металлолома. Они, к слову, и подготавливали его к первой поездке – тщательно вытирая окна.

А позже и сами отправились в путь. Куда – неизвестно. «Четвёрка» в те времена ходила лишь до Брусилова. Теперь же вместе с №11 едет до ВАСО. Валентина Дронова, например, это время вспоминает с ностальгией – водителем такого транспорта она работает уже почти полвека. Даже по призванию, говорит, не пошла – поехала.

– Мы работали в три смены. По шесть часов работали. С завода людей везли в три часа ночи. Нам было легко работать. Тогда было лучше, зарплата у нас была больше. Работа нравилась. Она и до сих пор мне нравится, я не ухожу, потому что люблю свою профессию. По призванию сюда поехала, – поделилась Валентина Дронова, работающая водителем троллейбуса с 1972 года.

Советское время – буквально расцвет экологичного электрического транспорта. Только в Воронеже тогда работали сразу 12 маршрутов. Сейчас всего четыре. Самих троллейбусов также было гораздо больше – почти в семь раз – около двух сотен.

С помощью «рогатого» власти хотели убрать рельсовый транспорт из центра – для этого даже демонтировали трамвайные пути на проспекте Революции и Кирова. Более компактный троллейбус должен был сэкономить чиновникам средства. Прокладка сетей для него гораздо дешевле трамвайных.

– Мы пользуемся теми сплит частями, которые были установлены и разработаны ещё в прошлом веке. Естественно, это не современно и никому не нравится. Также Воронеж пользуется реостатно-контакторной системой управления тяговым электродвигателем, который потребляет фантастическое количество электроэнергии. Тогда электроэнергия была за копейки, и это мало кого волновало. Сейчас она стоит больших денег и, соответственно, нужно что-то более экономичное, – рассказал сопредседатель регионального отделения общественного организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.

Современные троллейбусы, говорят общественники, электроэнергии  потребляют, конечно, меньше. Но таких в нашем городе попросту нет. Даже те, что Москва безвозмездно передаст Воронежу, рассказывают, уже устарели.

Читайте также