Сотни тысяч пассажиров и полёты в райцентры. Как в советское время работал воронежский аэропорт
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Воронежский аэропорт открыл ещё два новых направления – теперь улететь оттуда можно в Таджикистан и Киргизию. Впрочем, в советское время такие направления считали вполне обычными. География полётов из Воронежа была огромной. Количество пассажиров тоже – более миллиона в год. Куда все они летали – в новом выпуске спецпроекта «Вести Воронеж» расскажет корреспондент Регина Хартюнова.
Из этого аэропорта летали единицы ныне живущих воронежцев. А больше полувека назад аэровокзал на Хользунова был одним из центров этого вида перевозок. Пассажирами из Липецка, Орла, Саратова, Брянска и даже Пензы летали отсюда. Зону посадки разделяли небольшим ограждением и надписью – «Провожающим нельзя». Только рейс «Воронеж – Москва» летал до 15 раз в день. Тот, что сохранился на наших архивных кадрах – юбилейный.
Полёт до Москвы был почти в два раза дольше, чем сейчас – около полутора часов. Впрочем, внутри АН-24 выглядел удобнее современных самолётов. Хотя и пассажиров было немного, места всё же было несколько больше. Между рядами можно было даже прогуляться с детьми. А кто-то даже вполне законно курил. Впрочем, по словам самих же пилотов, в управлении машина порой была проблемной.
– Иностранные самолёты залил, посадил и летит без посадки. А наши были – «прыг, прыг, прыг». Металловедение отставало. Металл не держал высокую температуру, поэтому двигатели у нас были... Из-за этого очень много жрали топлива, и вся мощность уходила в звук, они гудели, – рассказывает заместитель командира 243 лётного отряда (1975 – 1994 год) Владилен Кострыкин.
Владилен Кострыкин – одна из легенд гражданской авиации Воронежа. Почти 40 лет проработал в воронежском аэропорту – от обычного пилота дослужился до заместителя командира 243 лётного отряда. Новое здание аэровокзала, вспоминает, в нашем городе появилось 14 января 1972 года. Билеты же люди покупали в агентстве воздушных сообщений.
Приглашая в полёт, тут писали: «Каждому, кто по личным или служебным делам отправляется в путешествие, самолёты сберегут для вас самое важное – время». Впрочем, обещание это весьма сомнительное. Говорят, чтобы добраться до нужного города нужно было почти за месяц до вылета отстоять ночную очередь за билетом. Спрос на авиаперевозки был огромный – только в нашем аэропорту количество пассажиров достигало больше трёх тысяч человек ежесуточно.
Самолёт в советское время – один из самых доступных способов передвижений. Если билет на поезд до Москвы стоил 11 рублей, то долететь можно было за 15 рублей. Ещё и почти в 12 раз быстрее.
Из Воронежа улетали в Краснодар, Киев, Ригу, Одессу, Ростов и даже близкий к нам Липецк. Впрочем, такие короткие авиаперелёты часто работали недолго, так как оставались невостребованными. Добраться можно было даже до районов области. В Эртиль, Таловую, Калач, Павловск летали самолётами малой авиации.
В советское время только в парке местных воздушных линий – воронежского авиаотряда было несколько десятков самолётов. Правда, после развала СССР многие из них пришлось распродать – предприятие стало авиакомпанией, и было на грани банкротства. Объём перевозок в начале 90-х упал в четыре раза – до 335 тыс. пассажиров в год. При этом, появилась возможность летать за границу. Между тем, впервые количество пассажиров Воронежского