< >

Экономят на дровах и очищают лес. Кто и как собирает валежник в Воронежской области

В каких районах области активнее всего пользуются новым законом.

Тысячу кубометров валежника собрали в Воронежской области в этом году, об этом отчиталось управление лесного хозяйства региона.

Закон, над которым больше всего смеялись в Интернете, с начала этого года позволяет всем россиянам бесплатно собирать валежник в лесах. И 435 жителей области, пишут чиновники, на это щедрое предложение отреагировали. Больше всего собирателей нашлось в Давыдовском лесничестве. Зачем им валежник и почему закон так радует лесников – выяснила корреспондент «Вести Воронеж» Наталья Зубкова.

Первым делом поясним, валежник – это не хворост, а сухие стволы, которые теперь можно порубить и вывезти из леса бесплатно. Больше всего путёвок, рассказывают лесники, берут в смешанный лес – дуб и берёза хороши для топки. Но жители Бодеево собирают их для строительства заборов.

– Что лежит на земле – всё разрешено брать. А стоячий сухостой – нельзя. Ну, если упадёт, свалишь рукой, значит – твой. Не свалишь – значит – нельзя, – рассказывает местный житель Иван Муковнин.

Работа пыльная и тяжёлая – рубить и пилить можно только ручным инструментом, который не даёт искр. За два дня, рассказывают люди, успевают заготовить дрова на зиму. Пенсионерам давыдовская лесная охрана отдаёт на откуп участки на опушках – примерно 100 на 30 метров. Тем, кто моложе – предлагают пойти лесом – чуть глубже в чащу. Разные участки рекомендуют, чтобы вычистить лес лучше, объясняют лесники.

– Что такое ветровал? Вот, лежит дерево, это – очаг вредителей. Под корой посмотрите, что у него там есть – вредители. Если его люди уберут – это снижение количества вредителей в нашем лесу, – говорит директор Давыдовского филиала КУВО «Лесная охрана» Игорь Саратов.

Отчитываться за сбор валежника, по закону, не нужно – но жители Лискинского района, говорят, просто очень законопослушные.

– Люди привыкли так жить. Понимаете, менталитет такой у жителей Воронежской области – лучше обратиться в лесничество , где им скажут: «Всё вы законно собираете», – отмечает руководитель КУВО «Лесная охрана» Дмитрий Колесников.

У Натальи Поповой все ходы в лес по валежник записаны, и ксерокопии паспортов сборщиков методично сложены в журнал. В первую очередь, рассказывает инспектор, это для безопасности самой лесной охраны. На случай, если валежник случайно соберут в квартале, сданном в аренду под вырубку.

– Неликвид тоже входит в стоимость участка. Хозяин за это заплатил деньги, потом у него будут к нам вопросы, – отмечает Наталья Попова.

Воронцовское лесничество, крупнейшее в регионе, площадь которого составляет более 15 тыс. га, готово обеспечить бесплатным валежником не только близлежащие деревни, но и прилегающие районы на много лет вперёд. Запасов здесь, говорят, хватит и следующим поколениям. Местные собиратели валежника выбирают преимущественно ясень и дуб, так как они тверже и огонь от них жарче.

Растут здесь ещё и клёны с липами, но они падают на землю уже практически сгнившими и для отопления не годятся. Заготовить на зиму надо примерно 15 – 20 куб. м, это три – четыре прицепа дров.

– Я топлю у себя дома печку, газа нет ещё у меня. Второй год я с женой живу, и газа нет. Скотину ещё держу. Ухаживаю за скотиной и тоже печку топлю – чугунки варю. Тоже туда уходит, ну ещё груши сушу сухие, туда тоже дрова уходят, – рассказывает житель села Ерышевка Виталий Сарычев.

В лесничестве новому закону, в целом, рады. Ведь то, что валежника становится меньше – помогает улучшить и санитарное состояние леса. Он лучше дышит, и уменьшается вероятность пожаров. Однако есть нюансы, например, в прицепе автомобиля отличить аккуратно распиленный валежник от незаконно срубленного дерева уже невозможно, где его собрали – неизвестно.

– Люди собирают бесплатно, да? И без всяких документов сопроводительных. А контроля как такового со стороны лесного хозяйства или ещё кого-то – нет. Ну, везёт человек дрова и везёт. Ни бумаги у него никакой нет, ничего. Мы считаем, что нужен был бы какой-то документ по этому вопросу, – отмечает участковый лесничий Воронцовского лесничества Сергей Прядкин.

Жанна Попова заготовила на грядущий аграрный сезон четыре кубометра дров. Ими она намерена топить печь в теплице. Это местный бизнес – в Давыдовке и окрестностях выращивают ранние овощи. Для того, чтобы успеть попасть на рынок раньше всех, во дворах строят теплицы-землянки с печью для рассады.

Температуру в теплицах поддерживают в районе +5 градусов, чтобы рассада поднималась не слишком быстро, и её не приходилось сажать в непрогретую землю. Всё, что прорастёт, высадят на гектары местных огородов.

Василич, как называют его местные, председатель местного садоводческого товарищества, валежник заготавливает для всех дачников. В СНТ на окраине Давыдовки живёт чуть меньше десятка человек, в основном пожилые люди – они дровами отапливают дома зимой – газа здесь нет.

– У меня «Нива», прицеп. Едем, собираем. Где-то подбираем сучья одному кому-то. Потому что, например, бабушка какая одна – она ж не поедет со мной в лес. Значит, мы ей привезём, – делится житель села Давыдовка Владимир Бежан.

Машина дров, рассказывает Владимир Бежан, обходится в 15 тыс. рублей – поэтому возможность собирать упавший сухостой выгодно. А сотрудники лесной охраны рассчитывают, что закон о сборе валежника поможет навести порядок в лесах и оздоровить экосистему.

Читайте также