< >

Голод и тысячи смертей. Как Воронежская губерния пережила эпидемию «испанки»

В регион эпидемия пришла в 1918 году.

Фото: Вести Воронеж

Эта пандемия, без сомнения, войдёт в историю, но по количеству жертв, надеемся, не догонит вирус, который свирепствовал в мире около ста лет назад. Грипп, который унёс более 50 миллионов жизней по всему миру, вошел в историю как «испанка». Несмотря на то, что нулевой пациент был выявлен в США, в Испании первыми объявили о пандемии. Затронула она и Воронежскую губернию. «Вести Воронеж» разыскали родных жертв смертоносного гриппа и их могилы.

Двое молодых мужчин, мальчик и пожилой человек, памятник погибшим от «испанской лихорадки»  родным установили, вероятно, много лет спустя. Хотя это захоронение в Староживотинном, пожалуй, самое древнее. Село вспышка эпидемии накрыла в конце 1918. Валентина Демидова живет в доме, где их прадед тот самом 1918 созвал первое собрание членов трудовой коммуны из сельской бедноты, прообраза колхоза. А дед здесь же скончался от испанки.

– У нас дед, папин отец умер, Петр Кузьмич. Девять детей осталось и в такой нищете, что он, по сути дела, и от голода умер и от «испанки» умер, – рассказывает Валентина Демидова.

В воронежских архивах данных о точном количестве погибших от испанки нет, как рассказывают историки, многих причисляли к умершим от тифа. В прессу попадали и вот такие, обтекаемые формулировки.

Газета «Курская беднота» от 10 октября 1918 года писала: «В Старооскольском уезде свирепствует какая-то особенная эпидемическая болезнь, которая не определена врачами. По сёлам масса заболевших, по убеждению врачей – это острая инфлюэнция, перебросившаяся из Воронежской губернии, особенно из Землянского уезда, где за последнее время много умерло, не вынеся эту болезнь».

Известно, что от «испанки» наиболее пострадали юго-западные уезды, которые были оккупированы войсками интервентов - Острогожск, Бирюч, Валуйки - и ближайшие к ним. У воронежца Олега Казаневского в этой эпидемии погибла родная тётя, жившая на хуторе в районе Чертково.

– Вся эта история, связанная с революцией, гражданской войной, и тут вот эта «испанка». И вот умерла.  Мама говорила, самая талантливая из всех детей. Было 12 детей у дедушки с бабушкой, – вспоминает краевед Олег Казаневский.

Клавдия Ивановна Ахтырская из Россоши, вспоминают ее родные, тоже стала жертвой пандемии. Накануне собственной свадьбы.

– Она уже была невестой, уже приготовила себе очень красивое приданое. Внезапно заболела, и её мать всех остальных домочадцев выгнала из дому, заставила их перебраться в сарай, в пекарню на это время жить, и возле её постели была только мать и её жених, который до самого конца держал её за руку, – рассказывает внучатая племянница погибшей Татьяна Коваленко.

Необычной особенностью «испанки» был тот факт, что она свела в могилу взрослых и достаточно молодых людей, чей иммунитет активно боролся. Болезнь ещё называли трёхдневной лихорадкой - столько зачастую проходило от появления первых симптомов до гибели. Грипп вызывал также пневмонию и внутрилёгочное кровотечение. Пандемию в разные страны принесла Первая мировая война, и болезнь быстро обогнала этот конфликт по количеству жертв.

В уже советскую Россию и, в частности, Воронежскую область, «испанку» принесли возвращающиеся с фронтов солдаты.

– Начался обмен военнопленными, возврат военнопленных, и конечно эти люди приносили эту испанку, принося ее на ногах. Сыпной тиф, возвратный, его видно, по коже и так далее, там симптомы очевидны, а здесь это было, конечно, гораздо сложнее выяснить. Потери в гражданской войне за пять лет, 17-22 годы, включая голод и прочее,  12 млн насчитывают. Из них боевые потери на фронтах, убийства, заложники, с самым большим натягом в миллион человек. Большая часть потерь - потери мирного населения от голода, болезней, – пояснил кандидат исторических наук Владимир  Рылов.

Разумеется, в таких условиях ни о какой самоизоляции речи не шло, да и средств лечения гриппа не существовало. В ход, рассказывают историки, шли примитивные антибиотики и антисептики, больных обтирали спиртом, таким образом, немного облегчая жар. Эпидемия «испанки» в мире продлилась чуть больше года и в РСФСР унесла около 3 млн жизней.

Читайте также