«Это было ошибкой». Как в Воронеже исчезли трамваи
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
Новое поколение воронежцев об этом виде транспорта, кажется, даже не помнит. Речь, конечно, идёт о трамвае. С улиц города его убрали больше 10 лет назад. Мы решили вспомнить о том, как строили эти маршруты, и каким было их открытие ещё в Советское время. Об одной из самых крупных когда-то трамвайных линий России – в материале «Вести Воронеж».
Пыль стоит буквально столбом – так выглядело строительство нового трамвайного пути в 1965 году. Клали рельсы и шпалы в Коминтерновском районе. Правда, в каком именно месте понять сложно. Активная стройка – рядом с небольшими домами, максимум в пару этажей. Над объекте – техника и десятки рабочих. С лопатами и дамы.
В 1975 году уже в другой части того же самого района также вовсю идёт стройка. Тут Коминтерновский тоже не похож на нынешний – вокруг частные дома. А знаменитые многоэтажки виднеются где-то вдали.
В честь открытия новой трамвайной линии на улице Матросова собрался целый митинг. Холодной зимой 1969 года в пуховых платках и меховых шапках-ушанках все здесь с нетерпением ждали открытия движения. У первых вагонов с флажками на крыше толпились десятки людей.
Праздник, который собрал десятки людей, был и при открытии Северного моста. Причём, первым транспортом, который по нему проехал, был именно трамвай. Под управлением вагоновожатой он двинулся вперёд. И хотя переправу запустили к 400-летию Воронежа, трамваи блистали лозунгом «Воронежцам к 27 съезду КПСС».
Трамваи по Северному мосту ходили вплоть до 2008 года. Сейчас его второй ярус с рельсами – чуть ли не единственное в городе напоминание об этом виде транспорта. Между тем, сейчас судьба этого участка дороги остаётся открытой. Если в Воронеже всё же появится легкорельсовый транспорт. Он должен проходить, в том числе, и здесь.
Строить первую трамвайную линию в Воронеже начали ещё в дореволюционное время. Правда, запустили её гораздо позже – в 1926 году. Говорят, именно это событие даже попало на страницы романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Трамвай прослужил городу 82 года и 11 месяцев. В начале 2000-х линии стали резко сокращать.
– Это, безусловно, было ошибкой. Причём, эта ошибка произошла не тогда, когда его закрыли в 2009 году. Она произошла намного раньше, где-то в 2001 году. Когда сняли первую трамвайную линию с Московского проспекта. Потому что после этого резко упало количество пассажиров. Закрылось несколько других трамвайных линий, закрылось несколько депо – два из трёх. То есть, фактически, две трети системы воронежский трамвай потерял всего за два года. С 2001 по 2003 год, – говорит основатель воронежского отделения общественного движения «Город и транспорт», автор книги «История Воронежского трамвая» Андрей Фурсов.
В 2006 году, например, из трёх сотен трамваев осталось лишь 30. К тому моменту вся инфраструктура была сильно изношена – «отходившие» своё вагоны и вовсе сдавали на металлолом. Свой последний выезд воронежский трамвай совершил в апреле 2009 года. Теперь наш город единственный в Европе миллионник без рельсового транспорта. С того времени воронежцам о появлении нового рельсового транспорта, похоже, остаётся только мечтать .
– Что-то типа метро должно появиться, наверное. Как-никак у нас уже жителей миллион. Пора уже думать о метро, – говорили ещё в «нулевые» местные жители в беседе с корреспондентами «Вести Воронеж».