< >

Одно из первых в стране. Как 95 лет назад создавали воронежское радио

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Анна Андреещева Вести Воронеж 4879

Фото: Вести Воронеж

Воронежскому радио 6 ноября 2020 года исполнилось 95 лет. Первая передача вышла в прямой эфир в 1925 году. Радиостанция стала одной из первых в стране. Во время войны её пришлось эвакуировать, но вещание не прекращалось. А в 1958 году радио переехало на улицу Карла Маркса, где находится до сих пор.

«Алло! Алло! Говорит радиостанция имени Профинтерна!» С этих слов начался прямой эфир воронежского радио 95 лет назад. Тогда сотрудники различных организаций приветствовали друг друга и поздравляли с восьмилетием Октябрьской революции. Студия располагалась по адресу Театральная, 20. Первые передачи – это в основном лекции и доклады на политические и общественные темы, концерты и самая популярная информационная программа – радиогазета.

Во время войны радио эвакуировали из Воронежа в Анну и Борисоглебск, вещание не прекращалось. В сетке основное место заняли новости. Город был освобождён в январе 1943 года, а уже в феврале радиожурналисты вернулись в Воронеж.

Радиотехника послевоенных лет была далека от совершенства, работали сначала на трофейных немецких аппаратах. И только в конце 50-х начали получать профессиональные магнитофоны советского производства.

У ГТРК «Воронеж» сохранился один такой, «МЭЗ-28». Похожий на шкаф, большой, тяжёлый, трудно представить – ламповый магнитофон. Он обеспечивал по тем временам качественную запись и воспроизведение фонограмм, на нем монтировали. В студии таких было несколько. Более позднюю, усовершенствованную, но тоже катушечную модель магнитофона в работе нам демонстрирует звукорежиссёр воронежского радио Андрей Завалишин.

– Всё монтировалось и записывалось именно на таких бабинах. Это очень серьёзная работа. Вот почему пошло такое выражение «я отрежу потом». То есть отрезали именно на пленке. Очень искусная работа и много времени занимала, – вспоминает Андрей Завалишин.

Ненужные куски вырезали, концы зачищали и склеивали. Говорят, были такие умельцы, которые могли в слове убрать даже одну букву.

На стеллажах ГТРК «Воронеж» – сотни километров магнитной ленты. Всё это записи, которые транслировались в эфире воронежского радио в разные годы. Многие из них присылали из столицы. Но есть и такие, которые создавали здесь. Вот, например, бабина с полуторачасовым концертом. В студию для записи приходили целые оркестры, труппы театров, гастролирующие артисты. Самое страшное было, вспоминают сотрудники радио – выронить середину такой катушки перед эфиром. Сматывать приходилось вручную.

Многие программы выходили из этой студии, которая работает и сейчас. Она была рабочим местом и для Веры Новохатской. Признаётся, волнуется, вернувшись сюда спустя много лет. Вспоминает, выходила в прямой эфир и делала сюжеты, в основном – на острые социальные и экономические темы. Ее низкий, магнетический, голос и бархатный тембр знали и любили все радиослушатели. Сама Вера Новохатская говорит, секрет успешного радиожурналиста вовсе не в голосе.

– В любой передаче должен быть как-то стержень и изюминка какая-то. Если ты человека затронешь, какие-то струны души, то он тебя будет слушать. А если нет, то какой бы у тебя замечательный голос не был, наверно, ничто не поможет, – говорит Вера Новохатская.

На радио существовали несколько редакций – общественно-политических, литературно-музыкальных передач. Журналисты готовили материалы на сельскохозяйственные, промышленные, молодёжные темы. За работой внимательно следили. Человек, которого называют крестным отцом воронежского радио, Николай Корсаков помнит, как расшифровки записей отдавали в особый отдел.

– Расшифровку материала сделали, всё на листочках подавали цензору в папочке, как положено, он читает. Так, а вот этот завод, например, Механический или КБХА, его нельзя упоминать, всё, вычеркивайте, – вспоминает Николай Корсаков.

Татьяна Нюхина, радиоведущая и журналист, дистанцировалась от политики. Её программа «Радиосваха» шла в эфире пять лет, благодаря ей поженились больше 30 пар. Почти два десятилетия она вела передачу «Перепутье», посвященную творчеству сельчан, которые пишут стихи и песни.

– Тогда так называлось – «для тружеников села». Не только о том, как они пашут, доят, вкалывают до седьмого пота, кормят нас – горожан. А о том, что у них в душе. А у них в душе музыка. У них соловьи, понимаете, поют, – рассказывает Татьяна Нюхина.

Татьяна Нюхина, Николай Корсаков, Вера Новохатская и многие другие стали наставниками для Елены Фоминой. Она пришла на радио в двухтысячных, вспоминает, работали с энтузиазмом и вдохновением. Удивляется, когда видит тот самый диктофон, с которым ей приходилось отправляться на выезды.

– Вот этот заслуженный репортёр, мы его любя называли «семёрка», потому что он достаточно тяжелый, он весил от пяти до семи килограммов, вешался он через плечо. Надо следить за тем, чтобы плёнка не закончилась, потому что иногда увлекаешься разговором с интересным собеседником. Потому что кассету нужно было переставлять, – Елена Фомина.

Воронежское радио – это плеяда талантливых людей, перечислить всех не хватит эфирного времени. Их голоса и имена знали почти все жители Воронежской области – у каждого в доме было радио. Прошли годы, поколение сменилось, усовершенствовалась техника. Но одно осталось неизменным – каждый день все 95 лет воронежское радио для тысяч радиослушателей остается другом, советчиком и помощником.

Читайте также