< >

«Катастрофа, от которой не оправиться никогда». Что Воронеж безвозвратно потерял в 2020-м

Уничтожение одного из трёх главных объектов привело к уголовному делу.

Дарья Крымова Вести Воронеж 75402
«Катастрофа, от которой не оправиться никогда». Что Воронеж безвозвратно потерял в 2020-м

Фото: Вести Воронеж

В конце года, даже такого странного, как этот, принято подводить итоги. В 2020-м воронежцы как никогда сильно стремились в будущее. Люди, начиная буквально с весны, мечтали о скорейшем приходе нового года и победе над пандемией. Вот только так спешили, что не осознали, как часть прошлого, казавшаяся вечной, ушла навсегда. Воронеж лишился нескольких по-настоящему ценных объектов. Утрата как минимум одного из них – катастрофа, от которой город уже никогда не оправится, считает краевед Ольга Рудева.

Редакция «Вести Воронеж» решила вспомнить, чего безвозвратно лишились горожане.

Старинный хлебозавод

В войну выстоял, а суровый 2020-й не пережил – так можно сказать о хлебозаводе на улице Фридриха Энгельса. Теперь его нет – снесли всего за пару недель, к началу декабря 2020-го. И это несмотря на протесты горожан, устроенный художниками перфоманс и публикации СМИ. А уже после уничтожения хлебозавод получил статус объекта культурного наследия. Ценными признали и его производственный корпус, и здание крупорушки, и одноэтажный служебный корпус, а также дымовую трубу. Наличие статуса никак не вернёт разрушенный комплекс хлебозавода, но, возможно, поможет добиться наказания для виновных. Следователи ранее уже возбудили уголовное дело

Работы на территорию бывшего хлебозавода вела строительная компания «Выбор». Она выкупила участок под новый жилой комплекс.

– Снос дымовой трубы и крупорушки, построенных в позапрошлом столетии, а также здания хлебозавода 1929 года – катастрофа, от которой город не оправится никогда. Воронежская губерния производила зерно, муку, хлеб, кормила всю страну. Купцы-мукомолы строили приюты, больницы. Единственное, что напоминало об этой важной странице нашей истории – красавица дымовая труба, комплекс зданий крупорушки, мельницы. Остальное унесла война. Можно было использовать это для развития туристической привлекательности, создания музея, рассказывающего про хлеб, арт-центра или гостиницы с названием «Хлебозавод». Но этого уже не произойдёт, мы лишились не только прошлого, но и красивого будущего, потому что чиновники не удосужились вовремя поставить ценные здания на охрану, – сказала Ольга Рудева.

Купол ВАСТ

«Памятник демократии» будет полностью снесён. Эта новость прогремела на весь город весной 2020-го. Теоретически недостроенную Воронежскую атомную станцию теплоснабжения можно было бы сохранить, как уникальный объект. Власти предлагали переоборудовать её под центр с кинотеатрами и галереями. Но в Росатоме заявили, что это очень рискованно. Поэтому решили демонтировать всю видимую часть станции.

Разбирать ВАСТ оказалось непросто, поэтому для работ использовали взрывчатку. Впервые атомную станцию вблизи Шилово взорвали 30 августа. Тогда снесли так называемый полярный кран внутри объекта. Потом, дважды – в конце сентября и начале октября, пытались взорвать купол. Верхушка должна была рухнуть внутрь здания, но выстояла. В итоге её начали разбирать вручную. Всю ВАСТ обезглавили вечером 3 октября. Обвал половины купола даже записали на видео.

– Атомная станция – здание, построенное на века. Оно приговорено к сносу, смиримся. Но представить уникальный объект промышленной архитектуры в качестве арт-кластера, к примеру, легко. Можно было бы сделать точку притяжения для людей из других городов и стран. Но мы просто теряем уникальное здание, – считает Ольга Рудева.

Исторический дом на Кольцовской

Дом из красно-белого кирпича примерно 1898-1899 годов – третья важная потеря. Экскаватор уничтожил 120-летнее здание на Кольцовской, 15 в июне, потому что его отказались признавать объектом культурного наследия из-за отсутствия ценности. Новость об уничтожении Дома Вигандтов возмутила воронежцев, обратила на себя внимание краеведов, художников. Ян Посадский даже создал на заборе саркастичное граффити «хлеба и зрелищ!» Надпись быстро закрасили, а автора вызвали в полицию. Но вскоре там же появилось и граффити «сноска*» от художницы Кристины Рамли.

В доме, который в 2020-м признали заброшенным и аварийным, раньше был цех хлебозавода №4, и многие воронежцы с детства помнят испечённые там бублики. Завод закрылся в середине 90-х. А теперь на месте здания появится многоэтажка.

– К сожалению, этот год прошёл под девизом «Не надо Воронеж бомбить, сами управимся». Мы медленно, но верно теряем здания, рассказывающие историю города. Дом Вигандтов – ценная рядовая застройка старинной улицы. Домов, переживших войну, у нас очень мало. Стоит ли так безалаберно обращаться с ним, – сказала краевед Ольга Рудева.

Редакция «Вести Воронеж» начала подводить итоги 2020-го за 11 дней до Нового года. Ранее мы уже составили хронику коронавируса, а также рассказали о главных трагедиях, вызвавших резонанс.

Читайте также