«Декор и великолепие». Каким мог быть Воронеж после войны
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
В Воронеже с начала года действует новый генеральный план. Он определяет развитие города до 2041-го года. Документ приняли парламентарии городской думы. А предшествовали этому жаркие споры между архитекторами, застройщиками, общественниками и депутатами.
В рубрике «Архив» мы решили вспомнить, когда был принят первый генплан Воронежа, как мог бы выглядеть город после войны, и какие роковые события повлияли на архитектурный облик столицы Черноземья.
Основанная в 1586 году крепость Воронеж появилась на возвышенном обрывистом берегу реки. Со временем около нее образовался посад, обнесённый стеной, обозначенный в Дозорной книге как «острог дубовый». Границы крепости проходили в районе современной площади Ленина, улиц Таранченко, Петра Алексеева и Фрунзе. Застройка была деревянной и не имела четкой структуры. В 1773 году произошёл крупный пожар, уничтоживший треть города. Для его восстановления был разработан первый генеральный план.
Документ утвердила сама императрица Екатерина II. Он предполагал трёхлучевую планировку центра, выделение магистралей, главной из которых была Большая Дворянская (сегодняшний проспект Революции). Воплощал проект первый городской архитектор Николай Невский. К концу 18 века в Воронеже уже было 107 каменных, 2041 деревянный дом, 49 улиц и 21 переулок.
Освещение появилось в первой половине 19 века. Причем на фонарных столбах сначала зажигали свечи. C 1824 года начали мостить улицы камнем. А спустя почти полвека, в 1869 году запустили городской водопровод. И только в конце столетия, в 1899 году запустили городскую электростанцию и освещение стало электрическим.
Второй генеральный план появился только в 1939 году и назывался «Большой Воронеж». Было запланировано строительство водохранилища, жилых кварталов на левом берегу. Но быстро планы осуществить не удалось: началась война, которая фактически стерла город с лица земли.
- Ставился в то время вопрос о том, что Воронеж не стоит возрождать на прежнем месте, поскольку построить новый город на новом месте было экономически более целесообразно. Но воронежцы проголосовали своими ногами, возвращаясь в город, за то, чтобы он был восстановлен на прежнем месте, - рассказывает профессор ВГТУ Геннадий Чесноков.
Новый генеральный план был разработан в 46 году, работы возглавил один из ведущих зодчих страны Лев Руднев. А уже через 7 лет потребовался еще один генплан – так быстро город возрождался.
Николая Троицкого назначили на должность главного архитектора Воронежа в 1943 году. Как коренной воронежец он позаботился о том, чтобы полуразрушенные после войны здания не разобрали по кирпичам для строительства новых домов. Во многом именно ему мы обязаны тем, что сохранился исторический центр. Кстати, он был один из тех зодчих, которые настаивали на восстановлении Воронежа на прежнем месте.
Главная особенность застройки в то время – единство и сочетание всех элементов. Тогда в классическом стиле была воссоздана площадь возле Железнодорожного вокзала, «парадные», как их называли, улицы Мира и Феоктистова, улица Героев Стратосферы, Депутатская, проспект Революции, площадь Ленина.
- Город-ансамбль. Когда любое из сооружений, которое должно возникнуть в городе, подчинялось общему замыслу. Это очень важно, не поштучное размещение, как сегодня у нас принято называть. Тогда не мыслилось, что такое возможно. И в этом отношении проектировались большие территории, - делится профессор ВГТУ Евгений Барсуков.
Интересно, что многие здания, построенные до войны, реконструировали так, что они приобрели совершенно новый облик. Трудно представить, но это здание с большими окнами. Фасад корпуса строительного, сейчас уже технологического университета. Тут же – театр имени Алексея Кольцова с причудливой формой крыши, здание управления ЮВЖД едва угадывается в этих формах без арок, колонн и башни, а это – «утюжок», созданный в стиле конструктивизм.
- Конструктивизм ушёл в прошлое. И, возможно, просто захотели послевоенную жизнь украсить такими мощными строениями, символом возврата к мирной жизни. Появились колонны, красиво декорированные окна, большое количество декора, высокие потолки, обязательно какие-то башенки, то есть максимальный декор и великолепие, большие габариты, - рассказывает историк, краевед, сотрудник библиотеки Елена Устинова.
Именно в этом стиле созданы здания, которые сейчас являются визитными карточками Воронежа. Их могло быть намного больше, если бы не приезд Никиты Сергеевича Хрущёва в Воронеж.
В послевоенном в здании в здании университета инженерных технологий располагался обком партии. Именно из этих окон первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, приехавший в наш город, случайно увидел недавно восстановленное здание управления ЮВЖД и воскликнул: «Что это за колокольня!?» Он назвал башню вредоносной. Вскоре после этого вышел документ, который навсегда изменил архитектурный облик многих советских городов.
Внешне показная сторона архитектуры получила широкое распространение изобилующая большими излишествами, что не соответствует линии партии. Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики, и другие архитектурные излишества. На жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся.
С этого момента все пошло по-другому. Судя по сохранившимся эскизам, так, высотой в 103 м, наподобие сталинских высоток в Москве, могло бы выглядеть здание обкома партии, в котором сейчас располагается правительство области. Но после постановления от идеи строить 16-этажное здание со шпилем отказались. В Воронеже стали появляться улицы с советскими типовыми панельными или кирпичными жилыми домами, обычно пятиэтажные, с малогабаритными квартирами, так называемые «хрущёвки».
Пожары, войны, советская идеология в разные годы нарушали планы архитекторов, создававших город. Но, несмотря ни на что, воронежцам удалось сохранить и редкие дореволюционные особняки, и здания конструктивизма, и сооружения в стиле роскошного сталинского ампира. Некоторые из них признаны объектами культурного наследия, находятся под охраной и до сих пор являются визитными карточками Воронежа.