< >

«Косберг сработал». Какой вклад внесли воронежцы в первый полёт человека в космос

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

В понедельник, 12 апреля, исполнилось 60 лет со дня первого полёта человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на ракете-носителе «Восток» и корабле «Восток-1» отправился туда с космодрома Байконур. Его полёт продлился всего 108 минут, которые изменили мировую историю. И немалый вклад в освоение космоса внесли воронежцы. Как это было – расскажет корреспондент «Вести Воронеж».

Вот они – последние секунды перед, пожалуй, самым ярким событием всего 20 века – первым полётом человека в космос. В эти минуты отец советской космонавтики Сергей Королёв и первый космонавт Земли Юрий Гагарин обсуждают готовность к полёту. И только когда становится ясно, что всё в порядке, звучит знаменитое «Поехали».

Кроме этой уже легендарной фразы, Юрий Гагарин, говорят, выкрикнул и сверхсекретную для того времени: «Косберг сработал». Так звали главного конструктора и основателя ОКБ-154 – ныне КБХА. Треть ракеты-носителя «Восток», на которой космонавт и покорил космос – воронежского производства. Американцы сразу не поняли фразу «Косберг сработал». Они думали, что это какой-то агрегат.

Эдуард Манулиц – один из тех, кто создавал ту самую третью ступень для «Востока» и лично настраивал камеру сгорания этого двигателя. Вспоминает – проблем при производстве было довольно много. Например, сотрудникам конструкторского бюро нужно было найти подходящие материалы для двигателя, что нелегко – температура в камере сгорания превышала две тысячи градусов. Всю работу до нюансов главный конструктор Семён Косберг контролировал лично.

– Это был нормальный мужик со всеми слабостями и человеческими достоинствами. Он был приветлив, контактен. Он знал почти каждого работника. Я по национальности грек, и он приветствовал меня всегда «Манолис Глезос, привет, как дела». Может, немного дежурно, но проходя по этому маршруту, он успевал узнать у всех, у кого какие проблемы есть с изделием, – вспоминает Эдуард Манулиц.

На КБХА до сих пор сохранился и технический документ после полёта Гагарина в космос. Здесь, например, написано, что двигатель повёл себя нормально и без замечаний. Но при этом, некоторые недочёты всё-таки есть. Например, при наземных испытаниях двигателя, в составе блока «Е» обнаружено, что клапан-тройник собран неправильно. Всё это доработали уже после.

Впрочем, если первым лётчиком-космонавтом стал уроженец Смоленщины Юрий Гагарин, первым «гражданским» космонавтом стал воронежец Константин Феоктистов. Именно он был среди тех, кто под руководством Сергея Королёва создал первый многоместный космический корабль «Восход». А после – вошёл в состав его экипажа. Первый и единственный полёт Феоктистова продлился сутки и 17 минут. Прежде, чем отправиться на орбиту Земли, конструктору пришлось привести себя в хорошую физическую форму.

– Где-то в начале 1964 года вызвал к себе Сергей Павлович Королёв. Он опять поставил задачу, чтобы создать на базе «Востока» вариант корабля, который мог бы повезти трёх человек. Этот год мне вспоминается как, своего рода, праздничный. Постоянное нервное напряжение исчезло. Санаторные условия. Физподготовка. Я даже стал бегать. По-моему, даже несколько раз подтянулся на турнике. Начал играть в теннис. Вообще, чистый санаторий, – поделился Константин Феоктистов.

Среди воронежских космонавтов были и командиры космических кораблей. Первый из них – Анатолий Филипченко – впервые в космос отправился в октябре 1969 года. Тогда он стал руководителем отряда ракеты-носителя СОЮЗ-7. Это был также первый групповой полёт трёх космических кораблей – два из них должны были совершить стыковку. Однако из-за проблем электронной системы этого не произошло. О подготовке к полёту Анатолий Филипченко рассказывал с нескрываемой радостью.

– Наш экипаж состоит из трёх человек. В отличие от экипажа СОЮЗ-6. Это командир, бортинженер и инженер-исследователь. Экипаж сейчас занят подготовкой к старту, проверяет все системы, – говорил Анатолий Филипченко.

Нынешний пенсионер, пасечник и садовод Анатолий Малахов – личный знакомый многих космонавтов. Будучи главным инженером института электромеханики и директором Опытного завода, он тоже участвовал в создании космических кораблей, а также станции «Мир». Многие детали – например, электромашинные преобразователи и множество двигателей – для отечественных спутников, станций и луноходов создал его коллектив. Впрочем, об этом никто, кроме самих работников, долгое время не знал – деятельность была строго засекречена. По легенде, на предприятии производили посуду. Также для «алиби» рядом с космическими разработками создавали миксеры и фены для волос. Даже родные Анатолия Малахова правду узнали только три года назад – тогда закончилось действие подписки о неразглашении. Тогда же он, наконец, смог надеть ордена и медали, которые ему вручили за годы работы.

– Двоюродная сестра приезжала, говорит, ну как же так, Анатолий, почему ты ничего не сказал? Это секретная работа, как можно. Почему мы и подписку сразу давали. Первый раз, когда я туда приехал на преддипломную практику. И в тот же день, как мы приехали, пришёл сотрудник 1 отдела – подпишитесь, распишитесь. Потому что уже моя дипломная работа была закрытая, – вспоминает Анатолий Малахов.

Предприятия космической сферы в советское время – не просто режимные, а особо секретные. Именно поэтому, ни одного архивного плана с этих производств не сохранилось – есть только уже современные. Строгая секретность призвана была не допустить утечки информации и обеспечить победу в космической гонке с США.

– Как такового соревнования уже нет. Мы скорее двигаемся по своему пути. Есть Российская космическая программа. И основные этапы определены. В части поддержания спутниковой группировки, в части обслуживания международной космической станции, в части пилотируемой космонавтики. А также в части обеспечения дальних космических полётов. В первую очередь – это освоение Луны, а также Марса, – рассказал директор «Конструкторского бюро химавтоматики» Сергей Ковалёв.

Сейчас за космические разработки в Воронеже отвечает центр ракетного двигателестроения. Работы, говорят, много. Уже летом, например, здесь начнут первые огневые испытания нового кислородно-керосинового двигателя. Он станет частью ракеты-носителя «СОЮЗ-5».

Присоединяйтесь к нам в Яндекс.Мессенджере
Добавьте нас в избранное в Яндекс.Новостях
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новостях

Читайте также