< >

Долго, но на века. Как в Воронеже в советские годы строили мосты

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

Этого события, кажется, ждали тысячи воронежцев. По путепроводу на улице Ленина пустили движение. Правда, пока открытие - техническое. Реконструкция ещё продолжается. Между тем, в архиве нашей телекомпании сохранились уникальные кадры - прежние ремонтные работы на путепроводе ещё советского периода.  Больше о воронежских мостах того времени и о том, почему они лучше современных, в архиве «Вести Воронеж».

Архив 1963

Строительство тут идёт полным ходом. Пока рядом строят дома, на улице Ленина реконструируют мост, тот самый, что возвышается над железной дорогой. Работы такого масштаба на этом объекте проводят явно впервые. В честь этого столбы даже увешали табличками с годом реновации, 1963-им. Столь же крупная реконструкция на путепроводе проходит уже в наше время, спустя больше полувека.

А это – тогда ещё новый Чернавский мост с арочными опорами. В 60-х годах водохранилища ещё не было, поэтому он возвышался над рекой Воронеж. Движение на нём было не такое уж плотное – по дороге едут лишь троллейбусы и автобусы.

Воронежцы тем временем смотрят на прежний, взорванный во время войны путепровод, в реке остались его части. Они простояли в воде вплоть до создания водохранилища. Созданный водоём стал проблемой и для нового моста, его опоры начали разрушаться, и уже к началу 90-х объект признали аварийным.

Архив 1973 год

На архивных кадрах сохранился и ввод в эксплуатацию Вогрэсовского моста. Событие, что неудивительно, собрало немало воронежцев. Мероприятие очень торжественное. Официальные речи, например, председателя горисполкома Виктора Поспеева. Поперёк моста – лента. И плакат: «Тебе, родной Воронеж, трудовой подарок». По мосту, к слову, тогда проходили трамвайные пути. Это, кажется, и был основной вид транспорта.

Воронеж нередко называют городом трёх мостов. Хотя переправ через водохранилище конечно больше. Первым из крупных путепроводов считают Чернавский мост. Сооружение появилось ещё в 18 веке, тогда оно, правда, было деревянным. Между тем, самым масштабным по строительству мостов и дорог до сих пор считается советское время, именно тогда возвели основные городские переправы.

Масштабное строительство таких объектов начали только с конца 50-х годов. Всё потому, что в первое послевоенное время внимание уделяли восстановлению зданий. Причём, по словам специалистов, технологии того и нынешнего времени почти не изменились. Как и тогда, строители в основном используют сборный способ, только с более современной техникой. Между тем, по долговечности нынешние объекты явно отстают. По словам специалистов, намеренно. Тот же путепровод на Заставе при реконструкции доставит дорожникам немало проблем, всё потому, что строение монолитное.

– Когда возникнет возможность путевого развития железнодорожного пути, когда возникнет необходимость поднять мостовой габарит по высоте, я не измерял, но он по-моему уже не соответствует государственным стандартам. И единственный путь – полная разборка сооружения. То есть он не предполагает локальных изменений. Поэтому его долговечность сыграет в минус. Той скорости демонтажа, которая была достигнута на путепроводе на Ленина, здесь уже не достигнешь, – объяснил доцент кафедры проектирования автомобильных дорог и мостов ВГТУ Алексей Козлов.

По словам специалистов, строительство долговечных объектов экономически неэффективно, они дороже, а работы занимают больше времени. При нынешних же темпах развития дорожной сети нужны такие объекты, которые можно было бы быстро перестроить. Эксперты признают: хотя в долговечности современные переправы отстают, их плюсы в другом: их надежность и качество гораздо выше.

Читайте также