< >

«Относились серьёзнее». Как воронежцы сдавали на права в советское время

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

Курсы не менее шести месяцев и обязательные навыки ремонта машины. Так учили на права в советское время. Сейчас, когда многие воронежцы столкнулись с проблемами при сдаче экзамена на водительское удостоверение, мы решили вспомнить, как этот документ получали в СССР. О том, почему женщин среди автомобилистов было не так много и чем хорош советский автопром – узнала Регина Хартюнова.

В 1975 году в тогда ещё новом здании ДОСААФа на Грамши уже готовили будущих автомобилистов. Судя по кадрам особое внимание тут уделяли теории. Курсантам – так тут называли кандидатов в водители – рассказывают, например, о давлении и температуре масла. Тогда эти знания были очень важны – перед поездкой каждый автомобилист был обязан проверить состояние своего железного коня. А вот правила изучали с помощью специальной модели – на ней магнитные машинки и регулировщик. У кого в движении преимущество, курсанты объясняют с указкой в руках. 

Это не просто курсы – настоящее автодело. Что такое автомобиль советские кандидаты в водители изучали и на практике. Женщинам разобраться в этом было, похоже, сложнее. Поэтому получали права, в основном, мужчины. Сервисов тогда почти не было, поэтому кандидаты с интересом исследовали устройство грузовиков. Уже после тренировки на автодроме. На старте десятки ЗИЛов. Перед тем, как сесть в кабину курсанты получают наставления от преподавателя. Почти все как на подбор – в меховых шапках. Уже за рулём грузовика каждый изучает основные элементы езды на специальной площадке. Например, горку. Сами будущие водители явно мечтали о легковушках. «Москвич», «Волга», «Жигули» и даже «Запорожец» – любая из этих машин среди автомобилистов очень ценилась.

«Москвич 408» – тот самый автомобиль Шефа из Бриллиантовой руки нередко называли народным автомобилем. Всё дело в его стоимости. Купить такой можно было тысяч за 5. В то время, как та же «Волга» обошлась бы раза в три дороже.

– Можно купить такой автомобиль от 20 до 100 тыс. рублей. В зависимости от того, как вам повезёт. Запчасти сейчас стоят немалых денег и их сложно найти. Восстанавливать можно всё своими руками, – рассказывает владелец автомобиля Евгений Новиков.

Архив 1970-е годы

Стать водителем в советское время было не так просто. Учёба, говорят, длилась полгода. Между тем, такого количества автомобилей, как сейчас, в советское время не было. Поэтому воронежцы того периода о пробках явно не слышали. Свободно проехать можно было даже по столице, что уж говорить о Воронеже. Движение на самых оживлённых участках чаще всего контролировали не светофоры, а регулировщики.

– Раньше было как-то спокойнее. Во-первых, дорожная обстановка была спокойнее. Не было такой загрузки транспорта. Люди были как-то основательнее. Раньше не было такого, что каждый обязан получить водительское удостоверение. Раньше к этому относились более серьёзно. Машины берегли опять же. Потому что она доставалась тяжело. Сейчас, когда можно по цене смартфона купить «Жигули», к ним и отношение такое, – уверяет председатель регионального отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселёв.

А вот частые изменения в экзаменах и в правилах дорожного движения, которые вносят сейчас, по словам общественников, делают только хуже. Количество ДТП не снижается, а проблем у автомобилистов становится больше. Безопасность движения, уверены эксперты, в том числе зависит и от стабильности системы.

Читайте также