< >

«До этого – лишь конные экипажи». Каким был воронежский таксопарк в советские годы

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Регина Хартюнова Вести Воронеж 3913

Фото: Вести Воронеж

До этого – лишь конные экипажи. В ноябре 1937 года в Воронеже начали работать первые автомобили такси. Машины появились в городе к 20-летию Октябрьской революции. О советских таксопарках читайте в материале «Вести Воронеж».

В Воронеже – глубокий вечер. От темноты не спасают даже яркие вывески и фонари. Центр города, но людей совсем немного. От остановки, похоже, уходит последний автобус. И хотя наши люди на такси в булочную не ездят, некоторым приходится ловить машину. На дворе - конец 60-х.

Водитель произносит классическое «Куда едем?» и отправляется по маршруту. Пассажирка поездке явно очень рада – с её лица не сходит улыбка. Всё это больше напоминает экскурсию по городу – женщина с интересом рассматривает улицы из окон такси. Явный плюс такого вида транспорта – удобство. Насладившись видами, дама, похоже, решает вздремнуть.  

Встретить такси на архивных кадрах – большая редкость. На них и других автомобилей не так уж много, что уж говорить о такой роскоши. Те перевозчики, кого запечатлели, аккуратной ездой явно не отличались – вот так чёрная «Волга» неслась, похоже, по проспекту Революции. Уверенности у таксистов в те годы было хоть отбавляй – профессия пользовалась большим уважением. До работы допускались лишь водители первого и второго класса – они проходили специальную подготовку. По словам историков, увеличилось число автомобилей такси в Воронеже ближе к Олимпиаде, а уже в середине 80-х в таксопарках было почти 600 машин. Тогда же  жёлтый цвет и светящаяся шашка на крыше стали традиционным стилем.

– Почему такое название – «такси?» Это от английского слова «таксометр», автомобиль оборудованный таксометром. Что касается стоимости, первоначально, когда устанавливались таксометры и фиксировалась за каждый километр пробега стоимость – она составляла в среднем десять копеек за километр. В пределах 1-1,5 рублей по таксометру стоила поездка такси. Но, как правило, ожидание, поиск клиента также каким-то образом учитывались в оплате. Поэтому средняя стоимость поездки по факту становилась дороже – до трёх рублей. Если проезд на трамвае стоил три копейки, троллейбусе четыре копейки и автобусе пять копеек, заплатить 1,5 рубля могли лишь в случае острой необходимости, – объяснил историк Владимир Перцев.

Стоянками для такси в советское время были самые популярные места города. Например, площадки около ресторанов, вокзалов или кинотеатров. Впрочем, первой такой площадкой была площадь Ленина. Здесь воронежцев в 1937 году встречали аж три машины. И место было выбрано не случайно – именно отсюда извозчики когда-то забирали горожан. 

Сейчас за такси в городе отвечают, в основном, приложения-агрегаторы. И многие известные таксопарки такой конкуренции не выдерживают. Одна из старейших в городе компаний с жёлтыми авто перестала существовать этой зимой, буквально года не дотянув до 85-летнего юбилея этого транспорта в городе.

Читайте также