< >

«Искусство не прощает». Как воронежские художники творили вопреки соцреализму

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Регина Хартюнова Вести Воронеж 5099

Фото: Вести Воронеж

 «Искусство принадлежит народу» – эта знаменитая фраза Ленина в полной мере описывает изобразительное искусство времён СССР. На полотнах тех времён – сам вождь мирового пролетариата, а также много рабочих и крестьян. В честь Международного дня художника мы решили вспомнить о воронежских творцах советского времени. О соцреализме и тех, кто тогда пытался создавать другое искусство, – в матриеале «Вести Воронеж».

От крошечных набросков к большим произведениям. Картина с портретом Владимира Ильича, написанная воронежскими художниками, выше человеческого роста. Впрочем, для такой знаковой в советское время фигуры полотен не жалели. Для его «товарищей» – тоже. На плакатах, конечно, и октябрьская революция. А также – Великая Отечественная война, индустриализация и полёт человека в космос. Без всего этого искусство того времени представить было просто нельзя. 

На выставке, посвящённой 100-летию Ленина, работы художников, вдохновлённых личностью и жизнью вождя. И даже, например, его кабинет. Сам он приветствует посетителей с кепкой в руках.

– Ленин был не везде нарисован. Была такая тематика «Лениниана», когда художники писали картины на тему Ильича, революционных лет, было такое. Но вообще соцреализм – это отражение социалистической жизни того времени. Позитивный герой, люди труда, колхозники, рабочие, передовики производства, какие-то сцены из сельской жизни – это была традиционная тематика, – рассказал заслуженный художник России Александр Лавров.

Над бюстом Ленина, явно прикладывая немалые усилия, работал и скульптор Иван Черненко. Ильича писал и Григорий Гончаров. Сюжет его работы: встреча пролетарского вождя с основателем русского народного хора Митрофаном Пятницким. А, пожалуй, самый задумчивый Ильич получился у народного художника РСФСР Михаила Лихачёва. 

Впрочем, на тему политики мастер писал не всегда. Вот так Лихачёв изобразил родную Воронежскую область.

Крутой берег, широкая река и небольшой лес – именно картину «На родных просторах» отметили даже в комитете по делам искусств при Совете министров РСФСР. Впрочем, и другие его работы не оставались без внимания. Преподавателем художника был другой знаменитый воронежец Александр Бучкури – ученик Ивана Репина. На этих кадрах – мастерская мастера. Сюда нередко заглядывали гости – в этот раз на экскурсию пришёл его коллега Зиновий Попов.

Много дорог исколесил живописец, много сделал этюдов, прежде чем сдать новую картину, которую он назвал «Объяснение». Другая работа Михаила Ивановича называется «Праздник». Большой отряд воронежских художников тесно связан с жизнью. Их картины и скульптуры украшают клубы, школы, институты, дворцы и парки.

А так работала Ксения Успенская.

С огромным трепетом художница изображала детей. Только посмотрите, как тщательно она пытается прорисовать полные грусти глаза этого ребёнка. Неудивительно, что самой известной её работой стала «Не взяли на рыбалку». Она красовалась в учебниках по «Родной речи» и почти сразу же была выкуплена Третьяковской галерей. На кадрах запечатлен и супруг художницы Василий Криворучко – тоже художник. Его главные темы: религия и история древней Руси. Именно поэтому его искусство советская власть принимала не всегда.

– Впервые я сделал выставку в 1969 году. Было это скандальное дело. Меня не пускали в Крамской музей, но я сказал так – или я ставлю Древнюю Русь, или я не делаю выставку. Потом в 70-м году мне приглашение прислал город Владимир. Я сделал там выставку, и после этого пошли приглашения. Но я прервал эту выставку, потому что не был готов. У меня не было ещё Куликовской битвы, я понял, что ещё многих вещей не хватает. И я до 78 года писал день и ночь, и я жил один семь лет, один, как монах.

Работа художника в Советское время – это регулярный смотр его работ. Всероссийские, всесоюзные, республиканские – участие в таких выставках было прямым билетом в авторитетный тогда Союз Художников. Между тем, юные творцы много времени уделяли не только работе с кистью – посещениям музеев. И несмотря на обилие политических тем в искусстве, стремились к импрессионизму. О том, чтобы зарабатывать, говорят, тогда думали в последнюю очередь.

– Сейчас есть возможность продажи работ через интернет. В то время этого не было. Сейчас есть свободы, которые в то время не присутствовали. Но коммерциализация искусства она, безусловно, влияет и на качество. Чем раньше художник начинает писать для того, чтобы продать, тем больше он потеряет в самом искусстве. Искусство не прощает, – считает почётный член Российской академии художеств Дмитрий Савинков.

Те, кто живопись преподаёт, говорят – насмотренности у современных молодых художников всё меньше. Увидеть их в музеях теперь, можно сказать, редкость. Между тем, мастера уверены – их искусство себя ещё не исчерпало. И не сомневаются – новых звёзд в изобразительном искусстве ещё прибавится.

Читайте также