< >

Аэросани и самодельный самолёт. Что воронежцы изобретали в советские годы

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

Аэросани, асфальтоукладчик с дистанционным оборудованием и самодельные самолёты – всё это дело не будущего, а прошлого. Такие диковины воронежцы изобретали в советское время. В СССР к научно-техническому прогрессу стремились  целые заводы, и энтузиасты-одиночки. О технологиях, которые удивляют и сегодня, в рубрике «Архив». 

Такой аппарат и сейчас встретишь не часто. А в 1964 году аэросани ездили по улицам Борисоглебска. Посмотреть на запуск необычной конструкции пришли десятки горожан – часть из них ещё и дотолкла инновационный транспорт до места отправления. Лопасти тут заводят только в ручном режиме. И хотя скорость невысокая, смельчаку за рулём явно не по себе. Вездеходу никакая зима была нипочём. Хотя и ездил он по снегу, виляя из стороны в сторону.

Вам не показалось – за рулём необычного вездехода никого нет. Внутри – лишь куча проводов. А вот и сам водитель – стоит снаружи. В руках – пульт, а за спиной необычный портфель. Вот так, уже в те годы, воронежцы легко использовали радиоуправление. Одно движение руки – и машина сама загружает и увозит дерево.

Радиотехника в 60-е – очень популярное научное направление. Водителю управлять этим виброкатком не обязательно – он мог укладывать асфальт дистанционно. За рулём будто сидит невидимка. Руль, газ, тормоз, маршрут – всем этим с помощью пульта также руководил специально обученный человек.

А это разработка тогда ещё Лесотехнического института. Производством на этом предприятии по обработке древесины управляли, в основном, не люди – роботы. Также по радиосвязи работали краны и другие механизмы. Впрочем, многие такие инновации так и остались лишь на чёрно-белых кадрах. Широкого распространения эти технологии не получили. А ведь, говорят, они в том числе стали основой для создания первого советского лунохода, а после и беспилотников. 

– В то время было направление максимально роботизировать производство. Думали, разработать огромные заводы механические, которые полностью работают без людей. А управлять ими будут инженеры, два-три человека. И эти машины будут полностью облегчать производство. Такие разработки оказались тогда не по силам. Слишком сложно, уровень разработок был не такой высокий, и один из главных недостатков – пытались сделать универсальные станки, которые могли бы работать на разных производствах, – рассказал доцент кафедры радиоэлектронных устройств и систем ВГТУ Александр Володько. 

Взлётная полоса ему не нужна – этот самолёт набирает скорость прямо на некошеной траве. Сверхлегкий «Чирок», такое название носил этот аппарат, создали не на заводе. Он сделан руками участников тогдашнего клуба технического творчества «Пульсар». И в это, кажется, сложно поверить. Выглядит самолёт как настоящий и парит в воздухе без проблем.

Первый космический корабль, первая модель искусственного сердца, первая АЭС – советские изобретатели сделали множество не просто необычных, но действительно великих научных открытий. Развитие и поддержка науки были важными государственными задачами. Но до наших дней, конечно, сохранилось далеко не всё, а многие идеи и технологии того времени просто канули в лету.

Читайте также