< >

Драка за бутылку кефира. Как воронежцы покупали дефицитные товары в советское время

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Анна Андреещева Вести Воронеж 4324

Фото: Вести Воронеж

То сахар, то гречка, то офисная бумага исчезают из магазинов. Из-за дефицита бумаги школьникам на несколько месяцев перенесли проверочные работы. Курсовые и дипломы у студентов принимают на флешках, а в некоторых магазинах ради экономии перешли на выдачу электронных чеков. А как было в советское время? Ведь в 80-е и начало 90-ых на прилавках не было практически ничего. О том, как доставали дефицитные товары – смотрите в нашей традиционной рубрике «Архив».

На этих кадрах 1986 год – открытие в Воронеже легендарного магазина «Колос». На полках в изобилии хлеб: чёрный, белый, торты и пирожные. С булками, вспоминают воронежцы, проблем не было, а вот за молочку приходилось буквально драться.

– В пять часов утра выходил кто-нибудь один из семьи. Открывались двери, и люди ломились в эти двери! Никто не считался ни с кем, даже мужчины. Они локтями женщин отбрасывали и первыми врывались в магазин. Бутылка кефира одна, а нас – много. Все вдруг у друга её выбивают, и она падает и разбивается, – вспоминает Фаина Блинчевская.

Это видео снято годом позже – толпа собралась на открытии фирменного магазина электроники «Импульс». Здесь товары для дома: люстры, абажуры, скороварки, электроплиты – по 41 рублю, а кухонные машины – по 145. Кстати, среднемесячная зарплата инженера. Но даже если деньги есть, сразу ничего не возьмёшь. Покупателей лишь записывают в очередь.   

– Чтобы такую технику купить с зарплатой в 120 рублей, нужно работать полгода, ничего не покупая. И записывали тогда, как правило, на очередь. Она была с пятизначную цифру. Как правило, на руке писали номер и выстаивали очередь. Сначала, чтобы записаться, потом ждать, когда этот телевизор доставят в магазин, – рассказывает Николай Колтаков.

Без нужных связей и блата стоять в очереди могли годами и так ничего не получить. Поэтому необходимое приходилось буквально добывать или, как говорили советские люди «доставать».

– Тогда говорили не «куплю», «купила», а «достала», «где достала?» И говорили: «в магазине выбросили». Не «продают», а «в магазине выбросили». Доставали из-под полы через знакомых каких-то, ездили в Прибалтику, ездили в Москву, – говорит Александра Струкова.

На столичный шоппинг копили. Из Москвы привозили всё: бытовые вещи, одежду, продукты. Тогда появились так называемые «колбасные поезда». Отстоять очередь и не уйти с пустыми руками – целая наука. Нужно понимать, где стоять, когда стоять. Самые ушлые местами торговали. Говорят, можно было нанять специального «стояльщика», чтобы самому не тратить время. Фаина Блинчевская вспоминает: в очередь на подписку за книгами воронежцы вставали с вечера, а ночью несколько раз отмечались.  

– Приходили, проверялись. Если кто на пять минут опаздывал, то его вычеркивали. Безоговорочно! Слёзы не помогли бы, – вспоминает Блинчевская.

В конце 80-х, когда дефицит становится постоянным, ввели карточки. При таком раскладе нужно отстоять очередь сначала за талонами, а потом за товарами. Но и эти бумажки – ещё не гарантия покупки. 

Архив 1990-е годы

– Талоны я получила, пошла в магазин. Сало мне по талонам вместо мяса! И в магазинах кроме вермишели ничего нет. И сало по талонам! Что мне эти талоны? Жевать что ли? – возмущается горожанка.

– Попробуйте постойте, невозможно физически выстоять в такой очереди! – говорит покупатель.

– В магазине вообще ничего невозможно купить. Вчера три раза ходила за молоком. Его не было вообще. А колбасу забыла, когда видела, – признаётся женщина.

В большую очередь воронежцы, очевидно, выстроились за мясом. Вереница покупателей растянулась на несколько десятков метров. Те, кто ближе к прилавку, возмущаются: стоят уже пять часов. 

– Вот я с семи часов стою. Сейчас уже время 12:00. Уже на работу идти во вторую смену. А я вот стою здесь, удовольствие получаю. И приду на работу: от меня будет отдача или не будет отдачи? – задаётся вопросом женщина.

Карточную систему начали постепенно отменять лишь с 1992 года, но в некоторых регионах талоны сохранялись дольше. Длинные очереди и многочасовые стояния за товаром ушли в прошлое. Пришла другая эпоха: товары появились в изобилии, но денег на них не было. Удивительно, но многие из тех, с кем мы говорили о дефиците, вспоминают об этом легко и с юмором.

Читайте также