< >

Район на диких песках. Как развивался Левый берег Воронежа в советское время

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж»

Анна Андреещева Вести Воронеж 7645

Фото: Вести Воронеж

В апреле 1930-ого года, 92 года назад, в состав Воронежа вошли слободы – по сути деревни – Придача и Монастырщенка. Фактически с этого момента начинается активное освоение левобережья. Буквально за несколько десятков лет на голых песках вырос новый индустриальный район, который по проекту архитекторов должен был стать «городом садом». О том, как застраивался Левый берег Воронежа – смотрите в нашей рубрике «Архив».

Начало 60-ых. Это остановка возле дворца Кирова на Октябрьском проспекте, который позже переименуют в Ленинский. Ни одной машины. Из транспорта – только трамвай. Точнее, уже трамвай. Ведь 30 лет назад по пустынным пескам левобережья лишь ветер гулял. Район начал застраиваться ударными темпами после 31-го года. 

В то время уже образовалась новая Центрально-Чернозёмная область, центром которой стал Воронеж. Первая пятилетка поставила задачи, которые предполагали превращение купеческого провинциального городка в крупный индустриальный центр. Для воплощения задуманного одного правого берега оказалось мало. 

– Развитие Левого берега предполагалось за счёт проекта «Большой Воронеж», который как раз в 30-е годы начал разрабатываться. Это был комплексный проект, который в первую очередь включал в себя появление новых больших промышленных предприятия, вокруг которых формировались жилые районы, в первую очередь для рабочих. Изначально проектом «Большой Воронеж» предполагалось построить что-то вроде города сада на Левом берегу. Это должен бы быть район где-то на 60 тыс. человек, окруженный большим количеством зелёных насаждений: садами, парками. Конечно, первоначальную задумку воплотить не удалось, – говорит архитектор-реставратор Ирина Лычагина.

Новый район на диких песках назвали, конечно, «Сталинский». Одним из первых на Левом берегу появился авиационный завод и крупнейший в стране химический завод по производству синтетического каучука. Его возвели всего за 15 месяцев, на стройке работали около четырёх тыс. человек. В 33 году электростанция ВОГРЭС дала первый ток. А годом позже был сдан Вогрэсовский мост. Почти все работы шли вручную, машин было мало. Вот как писатель Булавин вспоминал о том времени.

«Тишина, царившая на Левом берегу, была разбужена стуком топоров, молотков, жужжанием пил, говором и криком, смехом и песней сотен людей. Шум камнедробилок, позвякивание транспортёров, шипение пара, лязг и скрежет железа, грохот камня и металла, разноголосые выкрики людей – все это слилось в едином оркестре человеческого труда».

За десять лет жилой фонд удвоился. Рядом с промышленными предприятиями выросли не только дома, еще объекты соцкультбыта, появились парки и скверы. 

Комсомольцы левобережных заводов, которые посадили здесь деревья, наверно, очень удивились бы, узнав, что спустя сто лет это место пользуется не меньшей популярностью. Кроме того, здесь открыли воронежский зоопарк.

После войны Воронеж довольно быстро восстановили. Запустили старые предприятия, открыли новые: завод горнообогатительного оборудования, шинный и мостозавод. Началось массовое строительство жилых кварталов с типовыми домами. Профессия «строитель» была одной из самых почётных. В 60-ых, например, зарплата монтажника была как у профессора. Инженер одного из стройтрестов вспоминает: считали себя элитой. Хотя производительность труда, признаётся, была очень низкой, а рабочий процесс организован неэффективно. Но какой был боевой дух!

– Вот кирпичное строительство. Кирпич в основном шёл навалом. Сейчас кирпич идёт, упакованный в целлофане, а нам вагонами шли, автомобилями. Вот самосвал подходит, кирпич вываливает. Причём кирпич всегда был в экономе, а раствор был всегда в перерасходе. Не эффективно, очень не эффективно, – вспоминает главный инженер стройтреста в 1960-1970-х годах Валерий Уполовнев.

Жилые кварталы, дворцы культуры, детские сады и школы. Вот эту, например, за большие окна и просторные помещения называют экспериментальной и необыкновенно модной. А на этих кадрах – одно из самых популярных мест левобережья – кинотеатр «Родина». Воронежцы спешат на сеанс.

Целый городок с благоустроенными многоэтажными домами, учреждениями быта и культуры, …и всюду, куда бы мы ни посмотрели, встречают нас стелы подъёмных кранов. Строители отвоевывают последние гектары у песчаных пустырей». 

Сейчас трудно представить, что ещё в начале 30-ых Воронеж располагался лишь на нагорном правом берегу и представлял собой  небольшой городок на берегу реки. За двадцать лет его площадь выросла стремительно. Левый берег застроился фактически от современного Машмета до Отрожки. Развитие левобережья позволило Воронежу стать крупным промышленным центром не только области, но и всего Советского Союза.

Читайте также