< >

«Тяжёлых пациентов спасает небо». Как работали летающие скорые в советском Воронеже

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

Полёты над Воронежем – под запретом до 24 июня. Но одному гражданскому судну всё же дают разрешение на взлет. С начала лета вертолёт центра медицины катастроф совершил два полёта, доставив из районов области тяжёлых пациентов. Каждый вылет медики согласовывают с Министерством обороны. А когда-то летающая скорая совершала по 17 вылетов ежедневно, нередко – в экстремальных условиях. Как полвека назад – в 1976 году – в Воронеже работала санавиация – в рубрике «Архив».

Это – заведующий санавиацией Лев Кочетов, бывший лётчик и опытный хирург. Он знает, что к пациенту в Россоши медики могут не успеть. Сегодня погода нелетная. Но все же надеется на просвет в тучах.

На улучшение погоды надеется и бригада врачей. На УАЗе скорой медицинской помощи они буквально летят из больницы в аэропорт. На машине к пациенту не успеть – по бездорожью до Россоши 5-6 часов. Быстрее – по небу. Если, конечно, получится взлететь.

Задерживают все рейсы. Скучающие пассажиры в зале ожидания листают книги и журналы. Сколько времени они проведут так,  неизвестно. Но одному самолету диспетчеры всё же дают разрешение на взлёт. Санитарный Ан-2 поднимается, несмотря на сложные метеоусловия. Штурвал доверяют только асам, профессионалам, проверенным не в одной критической ситуации. 

– У большинства лётного состава минимум был 100 на 1000. То есть 100 метров – высота облаков, 1000 метров – видимость. Сложные метеоусловия. Вот так и работали. Например, случилась автомобильная катастрофа в Богучарском районе на трассе. До Богучара тяжелобольных не довезёшь. Как правило, в каждом районе была посадочная площадка. Но командир звена сажал борт около трассы и загружал больных, – вспоминает командир самолета Ан-2 в 1970-х годах Сергей Акимов.

Ан -2, рассказывает пилот, универсальный самолёт для подобных полётов. Может передвигаться на высоте всего 50 метров и садиться на любое поле. Пилоты санавиации работали от рассвета до заката. В районы доставляли бригады врачей на операции, самых тяжёлых пациентов привозили в Воронеж.

– На экстренную помощь вылетали и детские хирурги, и общие хирурги, и акушерство, и детские инфекционисты. Работы было очень много.  Порой доходило до того, что 15-17 вылетов в день. Стоял резерв-самолёт. Потому что саннорма для командира составляла 7 часов, и к 16 часам он уже саннорму отлетал. Были вынуждены замену ставить, – вспоминает бортфельдшер санитарной авиации в 1970-х годах Владимир Широких.

Того самого пациента из Россоши доставили в Воронеж. У аэропорта уже ждала скорая. Спустя полчаса после приземления он был уже в операционной областной больницы под контролем лучших хирургов. Успели.

Все, кто работает в санитарной авиации – пилоты, диспетчеры, медики – стараются сработать как можно быстрее, потому что знают: минута промедления может стоить пациенту жизни.

Количество вылетов сокращалось с каждым годом. Появились асфальтированные дороги, комфортабельные для перевозки больных автомобили. Позже в  районных больницах стало появляться современное оборудование, медики не уступали в профессионализме коллегам из области. Затем начала развиваться телемедицина. Но тем не менее, тяжёлых пациентов до сих пор спасает небо. В самых экстренных случаях на помощь взлетает вертолет центра медицины катастроф. 

Читайте также