< >

«У таких мам в глазах – пустота». Эксперты – о бэби-боксах в Воронеже и убийстве младенцев

Найденный в Нижней Ведуге новорождённый шокировал воронежцев.

«У таких мам в глазах – пустота». Эксперты – о бэби-боксах в Воронеже и убийстве младенцев

Фото: Pxhere

Новорождённый мальчик, брошенный 22 июня в лесу в Нижней Ведуге, остался жив только благодаря случайности. Искусанного насекомыми и замёрзшего, его подобрали сельчане. Мать малыша сейчас ищут силовики, возбуждено дело о попытке убийства малолетнего. Всё могло закончиться лучше – и для ребёнка, и для его родителей.

Текст, который вы сейчас прочтёте, был написан в 2017 году – после того, как в мусорке на улице Владимира Невского нашли труп младенца. Тогда воронежцы создали петицию губернатору с требованием установить бэби-боксы – специальные места для анонимного оставления новорождённых. Прошло пять лет. Коробки в Воронеже так и не появились. Хорошо это или плохо? Публикуем мнения воронежских общественников.

Валентин Харламов, уже бывший координатор поисково-спасательного отряда «Поиск пропавших детей»:

«Инициативная группа воронежских волонтеров и добровольцев несколько лет продвигала идею установки на территории области бэби-боксов. Были найдены спонсоры, но идея была загублена. Критики бэби-боксов настаивали, что это аморально и навеяно Западом. Они уверены, что необходимо развивать профилактическую работу с матерями, доказывая, что бэби-боксы – это не решение проблемы. Однако есть противоположное мнение – в стране, где 20 млн человек живут за чертой бедности, нужно принимать решительные действия для спасения детской жизни»

Анна Левченко, директор мониторингового центра «Сдай педофила»:

«Мы проморгали момент, когда фраза «я тебя породила, я тебя и убью» стала нормой морали. Новорождённый вопреки всем международным конвенциям и Конституции у нас – не человек. Ведь за его смерть наказание меньше, чем за кражу трёх мешков картошки и несушки из совхоза. По данным статистики, с 1994 по 1999 год количество зарегистрированных детоубийств не превышало 15 в год. Уже в 2001 году, после введения мягкой статьи, было зарегистрировано 203 убийства новорождённых. 

Жестокость, с которой матери убивают своих младенцев и холодный расчёт – просматриваются практически в каждом случае. Младенцев топят в туалетах, бросают умирать на морозе, выбрасывают с высоких этажей. И за это матери получают условные сроки.

Многие люди говорят, что убийство абсолютно нормально для женщин в послеродовой депрессии. Оправдывают их тем, что им нечем кормить детей, приводят в их защиту уйму доводов. Это ужасающая дикость. Матерям-убийцам дают условные сроки еще и потому, что у них, видите ли, ещё двое-трое детей, которых некому будет воспитывать. То есть не лишают их родительских прав. Получается, мать-убийца – это нормально?».

Ксения Пенькова, координатор благотворительной организации «Общие дети»:

«Я, скорее, против появления бэби-боксов в Воронеже. Люди не готовы, не понимают чётко, зачем они нужны. Некоторые родители могут там оставлять детей на время, чтобы решить свои проблемы. Есть случаи, когда родители, узнавая о возможности сдать детей в кризисный центр, тут же это делали. Одни оправдываются ремонтом, другие тем, что нужно налаживать личную жизнь. Я видела таких мам, у них в глазах – абсолютная пустота. Рожали, они, возможно, только из-за желания получить пособия.

Мне кажется, за убийство новорождённых следует ужесточать наказания. Помню ситуацию в Воронеже, когда женщина утопила одного младенца в водохранилище, а до этого убила другого. Думаю, адекватный человек не сможет убить своего ребёнка, поэтому таких мам нужно лечить, ограждать от общества. Нужно как-то решать вопрос с другими детьми, которые есть у этой женщины. Если мать смогла убить младенца, то, возможно, опасна и для них».

Директор Центра охраны материнства «Ангел-Хранитель» Илья Пилюгин:

«Я против появления бэби-боксов в Воронеже. Они не решат проблему, так как женщины, убивающие новорождённых, абсолютно маргинальны. Такие матери знать не знают о бэби-боксах. В городах, где их поставили у роддомов, число убийств новорождённых не уменьшилось, а осталось прежним. Зато известен случай, когда бабушка, вопреки воле матери, оставила младенца в бэби-боксе. Бэби-боксы могут стать раздражающим фактором, навредить, спровоцировать мам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, оставить ребёнка.

На мой взгляд, нужно разработать механизм поддержки, всем миром помогать беременным женщинам и одиноким мамам. Думаю, увеличивать наказание за такие преступления бессмысленно. Эти женщины не понимают и не поймут, что творят».

Наталия Дашкова, психолог, сотрудник благотворительного фонда «ДоброСвет», редактор агентства детских новостей «Ворон и Ёж»:

«Появление бэби-боксов всё-таки оправдано. Родить и отказаться от ребёнка в роддоме может не каждая. Женщине нужна анонимность. Другое дело, как относиться к женщинам, которые бросают детей? Этот вопрос будет актуален, сколько существует человечество.

Наказание за убийство ребёнка мать будет нести всю жизнь. Поэтому не думаю, что такую мать следует жёстко наказывать. Гораздо важнее, чтобы она пришла к осознанию преступления, искупила его социальным служением – к примеру, в церкви или колонии для несовершеннолетних. Как это сделать? Не знаю. Мне кажется, государство не способно на такие тонкие движения души».

Читайте также