Штрафы размером с зарплату. Как было организовано дорожное движение в советском Воронеже
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
Всего три светофора и 30 дорожных знаков – так было организовано движение в советском Воронеже в 60-х годах прошлого столетия. Инспекторы Госавтоинспекции оценивали скорость визуально – не было ни камер, ни радаров, – пешеходы двигались хаотично, а за 10 нарушений правил дорожного движения водителей могли лишить прав на 1,5 года. Как было организовано движение в советском Воронеже в 60-х годах, смотрите в материале.
На первый взгляд на перекрестке улиц Кольцовской и Плехановской – хаотичное движение. Нет ни знаков, ни светофоров. Водители ориентируются по правилу правой руки. Первой дорогу пересекает гужевая повозка, затем начинает движение трамвай. Все движутся медленно, так что риск ДТП минимален.
В 60-е годы в Воронеже работают всего три светофора: у Кольцовского и Петровского скверов, а также на площади Никитина. На крупных перекрёстках дежурят регулировщики. Пожалуй, один из самых знаменитых – Георгий Богданов, известный в народе как Дядя Жора. Пришёл на службу с фронта в 46 году, 26 лет бессменно стоял на посту на проспекте Революции. Его знали все горожане, с ним за руку здоровался даже первый секретарь обкома партии. Дядя Жора прославился не только подвигами на фронте. Журналисты газеты «Коммуна» называли его хозяином площади и посвящали ему статьи.
– Незнакомая сообщила шёпотом: «Вор в магазине». Увидев постового, жулик выбросил из-под полы украденный рулон ткани. Богданов заставил его поднять и сознаться в краже. А то подбежал мальчишка: «Дядь, вон у того пьяного пистолет торчит!». Голос у мальчика срывается. Медлить нельзя ни минуты: может случиться непоправимое. Богданов спешит во двор указанного дома. Пьяный пытался сопротивляться, но ведь не зря же работников милиции учат приёмам самбо. Бандит был задержан, – писали в «Коммуне».
Разрешённая скорость для автомобилей в городе – 60 километров в час, для автобусов и мотоциклов – 50. Специальных радаров не было, так что скорость постовые фиксировали, что называется, на глаз. Первый прибор появился лишь в 72 году. За каждое нарушение правил движения инспекторы выписывали штрафы и делали проколы в специальном талоне. Десять дырок для водителя означали лишение прав на 1,5 года. Вообще за соблюдением ПДД следили жёстко, особенно за работой общественного транспорта.
– В это время на мотоциклах сотрудник технадзора ежедневно приезжал во все автотранспортные предприятия, а их тогда было всего три на территории нашего города. И ни один водитель не выезжал на дорогу, пока сотрудник Госавтоинспекции не убедиться в том, что автобус или автомобиль технически исправен, что водитель в трезвом состоянии и что водительское удостоверение у него на руках. Службу несли по 12 часов. Рабочий день начинался с пяти часов утра, когда выезжал транспорт на улицы, – рассказала руководитель отделения пропаганды управления ГИБДД по Воронежской области Татьяна Сушкова.
Но ДТП всё же случались. На этих кадрах – столкновение грузовика и трамвая. Толпа зевак собралась, чтобы оценить масштаб ЧП.
А он был действительно большим. В Воронеже полностью остановилось трамвайное движение. На месте аварии картину происшествия восстанавливал уже знакомый нам инспектор Богданов. Впрочем, подобное на воронежских дорогах было скорее редкостью. Во-первых, в городе было немного машин, во-вторых, в 60-х появилось специальное подразделение, которое принимало экзамен у будущих шофёров, и в-третьих, воронежцы боялись наказания за нарушение правил. В Госавтоинтспеции вспоминают: штраф мог доходить до 100 рублей, а для большинства это была почти вся зарплата.