На работе и на отдыхе. Как наглядная агитация сопровождала воронежцев в советские годы
Её расцвет пришёлся в регионе на 80-е годы.
Фото: Вести Воронеж
Антимонопольная служба, предприниматели и депутаты Госдумы обсуждают поправки в закон о наружной рекламе. Подобные дискуссии невозможно себе представить, например, полвека назад. Тогда советские художественные плакаты, аналог современных афиш и билбордов, подчинялись требованиям госзаказа и проходили жесткую цензуру. Они являлись одновременно средством рекламы, агитации и пропаганды. Специально для рубрики «Архив» мы собрали самые красочные, лаконичные и выразительные постеры, которые можно было увидеть в Воронеже и районных центрах области в 80-ые годы прошлого века.
1986 год. Выставка в музее имени Крамского собрала работы известных художников Черноземья. Подразумевается, что эти плакаты вдохновлены решениями 27-ого съезда КПСС, который состоялся накануне. Основные темы работ: экологические проблемы планеты, мирное освоение космоса, будущее без ядерного оружия. И, конечно, призывы к честному и ударному труду на благо партии и народа. Лаконичные, броские изображения и минимум текста – отличительные особенности этого вида искусства. Плакаты должны были мотивировать, воодушевлять и информировать.
– Это определенный соцзаказ. Это социальная реклама, направленная на что-либо. С одной стороны, этот плакат отражал то общество, в котором находился, советское в данном случае, ценности этого общества, образы, которые существовали. И те решения, которые принимались на высшем уровне, они доносились в такой достаточно упрощённой форме, понятной максимально, – говорит директор музея инженерного дела ВГТУ Мария Марина.
Плакаты сопровождали советского человека всю жизнь: их размещали в детских садах, школах, домах культуры, пионерских лагерях, заводах и фабриках, да и просто на улицах города. На этих кадрах, например, центр Рамони. Наряду с памятником Ленину первое, что привлекает внимание – галерея портретов лучших людей района, ударников труда и многометровый плакат с лозунгом «Всё, что партия наметила – выполним!». Вдоль улицы – огромный стенд, рассказывающий в сухих цифрах о социально-экономическом положении районов области. Нечто похожее с длинными рядами цифр, фамилий, выполненных обязательств и поставленных задач можно было найти на каждом предприятии. Например, кадры, снятые на заводе СК в 80-е годы.
В те годы, вспоминают воронежские художники, многие зарабатывали созданием наглядной агитации. Недостатка в госзаказах у местных мастеров не было никогда. Ни одно художественное произведение не попадало на глаза общественности без жесткой цензуры. Каждый городской плакат утверждался райкомом партии.
– В основном и занимались изготовлением наглядной агитации, которая была повсеместно. Особенно была уместна на заводских территориях, на фабриках, пионерский лагерь – не исключение. Это был тоже большой объём работы, потому что пионерия должна была быть иллюстрирована и призывать быть всегда готовым. Потом – все социалистические соревнования, моральный кодекс строителя коммунизма – все это писалось вручную тогда нашими художниками. Были расценки, существовал художественный совет, принималось все на приличном уровне, – вспоминает Заслуженный художник России Юрий Утенков.
Плакаты создавали к праздникам и особым датам. На кадрах хроники сохранились, например, выставки работ, посвященных 60-летию СССР и 400-летию со дня основания Воронежа. Особое направление этого вида искусства – бытовое. Это плакаты о технике безопасности на производстве, соблюдении правил дорожного движения, пропагандирующие здоровый образ жизни. 80-е годы стали рекордными в СССР по тиражам наглядной агитации. Некоторые художники уверены, что в Воронеже с ней в те годы власти явно переборщили. Впрочем, среди множества работ встречались действительно уникальные, настоящие произведения графического искусства.