< >

Делегация из полусотни человек. Как в Воронеже 50 лет назад встретили иранского шаха

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Даниэлла Зайцева Вести Воронеж 3431

Фото: Вести Воронеж

50 лет назад, осенью 1972 года в Воронеж прибыл шах Ирана с супругой. Для проезда иностранной делегации перекрыли почти весь город, развесили растяжки с приветствиями на русском и иранском языке, тысячи людей вышли встречать коронованную чету на улицы. Чем заинтересовал Воронеж иранских гостей? Из-за чего тогда мог произойти международный скандал? И чем знаменит самолёт, на котором гости приземлились в воронежском аэропорту? Подробности – в рубрике «Архив».  

В недавно построенном аэропорту Воронежа приземляется новенький ТУ-134. На взлётной полосе его встречают первые лица области, творческий коллектив в русских костюмах и десятки воронежцев. На трапе появляются гости: мужчина в очках и пальто – шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, богатейший человек, тот самый, парадной мундир которого украшали больше 240 бриллиантов. Рядом – супруга, императрица Фарах. Толпа восторженно приветствует гостей. Их сажают в чёрную «Чайку», делегацию из полусотни человек рассаживают по машинам.  

С таким размахом сейчас не встречают даже первых лиц государства. Для проезда кортежа полностью перекрывают движение от аэропорта до «Кораблика» – бывшей гостиницы обкома, где остановятся высокие гости. На протяжении маршрута по обеим сторонам Московского проспекта и Плехановской гостей встречают тысячи горожан. Во всю ширину проезжей части – растяжки с приветствиями на русском и иранском. Уже возле гостиницы, вспоминает Анатолий Никифоров, человек, который обеспечивал безопасность шаха, едва не случился международный скандал. 

– Было принято решение, что к «Кораблику» могут проехать только из кортежа пять машин. С аэродрома они выехали. Перед ГАИ была поставлена задача пропустить пять машин, остальных отсечь. Когда доехали они до Воронежа, кто-то из частных лиц в кортеж вмешался, отсекли шестую машину, это оказалась машина посла Ирана. Я скажу, что шах был обижен, это вообще скандальный случай, – вспоминает Анатолий Никифоров, почетный сотрудник органов госбезопасности, полковник КГБ в отставке.

Несмотря на казус, визит прошёл по графику. Чету отвезли на обед, затем в театр оперы и балета. Впрочем, коронованные гости, конечно, приехали в Воронеж за другим.

– Рассчитывал может быть закупить у советского союза самолеты, которые выпускались на воронежском авиационном заводе. Это известные сверхзвуковые самолеты ТУ 144. То есть интерес у него был, прежде всего, в этом. Второй момент – Иран, наверно, как и всякая страна, нуждается в электроэнергии. Естественно, никаких других ресурсом как атомная электроэнергия не предполагалось, – рассказал Николай Горошков, доцент кафедры зарубежных стран и востоковедения ВГУ.

Самолёты шах так и не купил, а вот в строительстве иранской атомной станции воронежские специалисты всё же приняли участие, правда, гораздо позже. Строить её начали немецкие, а заканчивали российские атомщики, уже в начале 2000-х. А тогда, в 1972-м, визит королевской четы закончился в школе спортивной гимнастики. Императрица Фарах, которая в своей стране активно занималась просвещением и поддерживала искусство, познакомилась с легендарным тренером Юрием Штукманом и его воспитанницами.

Интерес к визиту иранского шаха в городе был небывалый, вспоминают воронежцы. Только два иностранных правителя в те года побывали в Воронеже – Мохаммед Реза Пехлеви и Фидель Кастро. Об этом событии потом много писали и говорили. Королевскую чету на борт провожали первые лица и простые горожане. Кстати, этот самолёт ещё войдет в историю, и кстати, в историю советского кино. Именно его снимали в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». 

Читайте также