< >

Воронежцам показали, как в 1985 году открыли движение по Северному мосту

Сооружение было легендарным для Советского Союза.

Вести Воронеж 3445

Фото: Вести Воронеж

В Воронеже могут появиться ещё два моста: Южный и второй Северный, которые станут частью кольцевой дороги вокруг города. Пять мостов разгрузят движение и спасут город от пробок, считают чиновники. А ведь ещё 40 лет назад путепроводов было всего два. Движение по Северному открыли в начале декабря 1985 года. Это был грандиозный праздник, особенно для тех, кому приходилось пересекать водохранилище из Железнодорожного в Коминтерновский район и обратно. Кадры со дня открытия этого легендарного сооружения, мнения проектировщиков и строителей о самом необычном путепроводе Советского Союза – в сюжете «Вести Воронеж».

Событие, которого с нетерпением ждали воронежцы. Спустя семь лет после начала строительства открывается Северный мост – уникальное сооружение, аналогов которому нет во всем Союзе. Его возведение стало поистине всенародным: строить путепровод и благоустраивать прилегающую территорию помогали рабочие городских предприятий, студенты вузов и техникумов. Многие сегодня здесь, на торжественном митинге. Традиционное разрезание красной ленточки – и в путь по новому мосту отправляется трамвай. Его ведет кавалер ордена Трудового Красного Знамени Петренко.

 «Пока на новой магистрали ходит один трамвайный маршрут №16, но с вводом в строй тяговой подстанции будут проложены новые маршруты. Кроме того, по Северному мосту пущен маршрут автобуса №37 (завод имени Тельмана – железнодорожный вокзал Воронеж-1. Пока нет дорожной развязки с выходом на Задонское шоссе, движение по мосту разрешается, кроме транспорта общественного пользования, легковому и спецтранспорту».

Новый мост не только разгрузил дорожное движение и сократил время в пути для горожан, он стал визиткой карточкой Воронежа. Говоря о нем, употребляли прилагательные только в превосходной степени: самый высокий, самый узкий, самый протяженный из всех воронежских мостов. Эксклюзивный проект разработали в местном институте. Там сохранился первый детальный чертеж путепровода, сделанный вручную. Удивительно, учитывая размер документа. В проектном институте вспоминают: перед ними стояла задача придумать не только оригинальное, но и бюджетное решение. 

–Такое решение предусматривает более компактное расположение самого моста. Если бы нам было надо сделать еще с трамвайным полотном, ширина моста на выходе и сами подходы имели бы большую ширину отвода, полосы отвода, а это земля, земля всегда дорогая, – рассказал исполнительный директор проектного института «Гипрокоммундортанс» Василий Першиков.

Несмотря на это мост обошёлся в 17 млн рублей – по тем временам огромные деньги. Разрешение на трату такой суммы давали исключительно в Совете Министров СССР. Когда этап согласования и проектирования был закончен, за дело взялись специалисты «Мостоотряда-81». Для возведения опор и пролетов им пришлось использовать плавучие краны. Самая сложная, рассказывают строители, подводная работа.   

– Использовали бездонный ящик – это металлический ящик, его ставили на место опоры, после в него внутрь погружали сваи, после томпонировали, откачивали воду, и дальше люди работали там практически в сухих условиях. После того, как выходили выше уровня воды, извлекали это бездонный ящик, переносили на другую опору. Это сейчас у нас спутниковые координаты, все можно, а тогда все, как говорится, вручную, все: рулетка, теодолит, нивелир – вот инструменты для возведения. Ну, и попали на тот берег, ровно пришли, куда надо, – говорит инженер строительной компании «Мостоотряд-81» Валерий Башков.

Ответственная часть строительства - возведение пролетного строения над руслом реки. По проекту оно должно было быть неразрезным. Но русловая часть – 42 метра, а стандартный цельный железобетонный пролет, который выпускали в Союзе, равен 33 метрам, рассказывают строители. Пришлось конструкторам найти инженерное решение и состыковывать балки на высоте так, чтобы технические характеристики моста остались неизменными. Первую очередь сдали в 1985 году, окончательно работы были закончены в конце 80-ых. Но не все идеи проектировщиков удалось воплотить: мост возводили с перспективой строительства на втором ярусе легкого метро или скоростного трамвая. И то, и другое так и осталось лишь на бумаге. Архив.

Читайте также