< >

Воплотил идею великого Эйнштейна. Как воронежский учёный Николай Басов изменил мир

В декабре отмечают 100-летние выдающегося физика.

Глеб Стародубцев Вести Воронеж 3745

Фото: Вести Воронеж

Столетие великого советского физика, Нобелевского лауреата, воронежца Николая Басова отмечают в декабре. В 1952 году Басов и его коллега Александр Прохоров открыли новый принцип генерации электромагнитных волн. На этом принципе построена работа всех современных лазеров. Сегодня искусственные лучи где только не применяют, от медицины и промышленности до науки и военного дела. О молодых годах знаменитого учёного и о том, как его открытие изменило наш мир, – в сюжете «Вести Воронеж».

Ещё вчера Гоар Авакян могла видеть не дальше вытянутой руки. Машины, вывески магазинов и даже лица людей, признаётся девушка, были размыты как будто под водой. Ей 27, она экономист, последние 10 лет приходилось пользоваться очками. Все эти годы она мечтала от них избавиться. И вот эта мечта сбылась. Утром, перед тем как отправиться к врачу, Гоар открыла глаза и испытала настоящий шок. Таким непривычно чётким оказался для неё этот мир. 

– Это здорово, когда ты не видел, а потом вдруг видишь. Вот ехала к вам, по пути казалось чем-то невероятным, когда лица людей видишь так далеко, машины, буквы читаются, – рассказала девушка врачу.

В руках у врача-офтальмолога Владимира Корниенко – сразу два лазера. Одним, как необыкновенно острым, но при этом фантастически тонким ножом, он срезает верхнюю ткань оболочки глаза. Другим лазером, так называемым эксимерным, он как бы выпаривает часть роговицы, меняя зрение с минуса до нормы. Операция на глазах Гоар длится около получаса. Большую часть времени занимают приготовления. Ключевой момент, работа искусственного луча – это всего лишь пара десятков секунд.

Маленький, но очень обаятельный городок Усмань. В одном из этих старинных купеческих домов в декабре 1922 года родился человек, благодаря которому тысячам пациентов Владимира Корниенко вернули зрение. Учёный, который изобрел лазер. Само это изобретение тогда прямо-таки витало в воздухе, и, наверное, если бы не он, это бы сделал кто-то другой. Но Нобелевскую премию за научные открытия, которые привели к созданию лазера, вместе с двумя другими учёными получил именно Николай Геннадиевич Басов. 

Своим земляком Николая Басова с полным правом могут считать жители сразу трёх российских регионов. В 1922 году, когда он родился, Усмань относилась к Тамбовской губернии. Но когда Басову было всего лишь несколько месяцев от роду, город вместе с уездом передали в Воронежскую. Затем какое-то время Усмань была частью Центрально-Чернозёмной области, потом снова Воронежской, ну а с 1954 года – это область Липецкая. 

Отец будущего нобелевского лауреата, Геннадий Фёдорович, был инженером-гидротехником. Строил в Усмани водопровод. В 1927 году его пригласили работать в Воронеж. Он стал профессором лесотехнического института. Как потом вспоминал Николай Басов, огромную роль в выборе его жизненного пути сыграла сестра отца, Таисия Фёдоровна, учитель математики. Пока маленький Коля жил с родителями в Воронеже, а лето проводил в Усмани у тёти, учёные обсуждали мысль Эйнштейна о том, что можно создать искусственный луч, который будет резать камень и металл, как бумагу. Но самое главное, его мощностью смогут управлять, делая то сильнее, то слабее. Писатель Алексей Толстой откликнулся на эти споры своим знаменитым «Гиперболоидом инженера Гарина». Большинство физиков в то время, впрочем, считали это очередной странной идеей великого гения. 

– Эйнштейн – теоретик, и откуда он это брал, совершенно неизвестно. Все эти 30 лет полагали, что всё это фантастика. Фантастика на уровне гиперболоида инженера Гарина, – рассказал профессор Воронежского государственного технического университета Евгений Белоногов.

То, что сто лет назад считалось фантастикой, для профессора Воронежского технического университета Евгения Белоногова – повседневный рабочий инструмент. С помощью лазерного микроскопа учёный видит таинственный мир, измеряемый нанометрами. Это так мало, что трудно и представить.

– Это, по крайней мере, в 500 раз тоньше, чем волос, – отметил Евгений Белоногов.

В 1938-м до всех этих чудес было ещё очень далеко. В тот год Николай Басов закончил семилетку и пошёл учиться в 13-ю воронежскую школу. Она была известна сильной физико-математической подготовкой. Он планировал поступать в университет, заниматься наукой, но эти планы пришлось отложить на 4 года. В июне 41-го Басов получил аттестат зрелости, а через несколько дней началась война.   

– Николай Геннадиевич стоит вверху, второй слева. Вот они, ребята… Мальчишки, девчонки. В центре – директор школы, Коноплин Григорий Антонович, который как раз в 41 году в Подмосковье погибнет, – рассказал учитель Виктор Бахтин.

На месте школы, где учился Басов, теперь гимназия, которая носит его имя. Небольшую экскурсию по школьному музею проводит учитель истории Виктор Бахтин. Судьба была благосклонна к будущему знаменитому физику. Помощник врача в батальоне химической защиты лейтенант Николай Басов прошёл войну, встретил победу и уже в 45-м поступил в Московский инженерно-физический институт. Здесь он встретил Ксению Назарову, которая потом станет его женой. Каникулы Басов проводил у родителей в Воронеже, откуда писал своей невесте трогательные письма.   

– Вот я в Воронеже, на улице встречаю своих одноклассников, но думаю там об Эйнштейне, думаю о физике… Серьёзный был молодой человек! Да, в письмах своей девушке он упоминал физику, Эйнштейна, да, – рассказал Виктор Бахтин о любовных письмах Басова.

Ты для меня всё. Когда я думаю о тебе, то всё остальное становится очень маленьким и не важным… 

Свободное время вожусь с фото. Вчера сделал пробный портрет Эйнштейна…

Сегодня плохо спал ночью, думал о тебе, но незаметно для меня мысли перешли на что-то физическое. Начал строить какие-то теории. В полусонном состоянии они были как будто бы верными. Сейчас большинство из них забыл…  

Получив диплом, Басов поступает в аспирантуру Физического института академии наук. Здесь он знакомится с другим великим физиком – Александром Прохоровым. Их совместная работа и привела в 1964 году к Нобелевской премии, которую они тоже получили вместе. А в 1952 году 30-летний учёный выступает перед Президиумом академии наук. Он рассказывает об открытом им и Прохоровым новом принципе генерации электромагнитных волн. Именно на основе этой работы и были впоследствии созданы лазеры. Теперь их можно встретить в самых неожиданных местах.

Вот это компактное устройство – тоже лазер. С его помощью можно нанести любой рисунок на любой материал. Искусственный луч аккуратно прожигает исходную поверхность с точностью до пикселя. То сильнее, то слабее. Так и получается картина.  

Один из символов Воронежа, Каменный мост, отражается в лужах. Посмотрите, как эффектно это выглядит на нержавеющей стали. Вот такое вот лазерное искусство.

Владимир Корниенко возвращает людям зрение с помощью лазера уже 30 лет. Раньше, чтобы добраться до сетчатки, надо было вскрывать весь глаз. А некоторые операции без лазера в принципе невозможны, например, та, которую сейчас как раз делает врач. У пациента угроза отслоения сетчатки. Чтобы этого не случилось, Владимир Корниенко делает лазерное прижигание.  

Пациенту немного больно, но со скальпелем это не сравнить. Получается как будто точечная сварка. А, например, вторичная катаракта, объясняет Владимир Корниенко, лазером убирается всего лишь за пару минут.

– Лазерный луч хорош тем, что он проходит через передние отделы глаза, прозрачные, не изменяя их. То есть свободно проходит через хрусталик, через роговицу, достигая глазного дна, – рассказал заведующий отделением лазерной микрохирургии Воронежской областной офтальмологической больницы Владимир Корниенко.

Обычный дом на улице Тимирязева в Воронеже. После войны Николай Басов помогал своим родителям его строить. После их смерти здесь жил родной брат учёного. Во время войны Владимир Басов летал стрелком-радистом на ИЛ-2, в одном из боев потерял обе ноги. Теперь в этом доме живут другие люди.

Когда брат умер, дом достался учёному. Он решил его продать. На объявление откликнулся тесть Юрия Зиборова. 

– Бутылочку коньячка выпили, он всё рассказывал, сам Басов очень был простой. Он сказал, что деньги потратит на покупку библиотеки, – рассказал Юрий Зиборов.

Дом и сейчас вполне добротный и удобный для жилья. От прежних хозяев тут осталось лишь несколько вещей на чердаке и старые яблони в саду. Книги и журналы 70-х годов, таинственная проволока, похожая на радиоантенну и протезы, которые заменяли ноги ветерану войны Владимиру Басову. 

Нынешние хозяева не против, чтобы на доме появилась памятная табличка в честь учёного. Особенно знакомством с нобелевским лауреатом гордился тесть Юрия.

Уже через несколько лет после выступления Басова в академии наук началась настоящая лазерная эра.

 Новое изобретение попытались использовать и в военных целях. Построить тот самый гиперболоид. Его сделали, но слишком уж маломощным он оказался. Хотя лазер вполне может бороться с вражескими спутниками. Все эти разработки, конечно же, засекречены, но их существование вполне возможно, уверен профессор Белоногов.

– Зачем сжигать? Сжигать – это действительно очень много энергии. Но вполне достаточно спутать сигнал, получаемый этим спутником, то есть выключить его «мозги». И для этого достаточно лазера, – рассказал профессор Воронежского государственного технического университета Евгений Белоногов.

Учёный, который воплотил в жизнь идею великого Эйнштейна. И создал то, чего в природе не существует. Советская родина сделала его дважды Героем Социалистического Труда. А вот звёздный час Николая Басова – 10 декабря 1964 года. Шведский король Густав VI вручает ему Нобелевскую премию по физике.    

В Усмани, недалеко от дома, где родился Николай Басов, ему поставили памятник. Знаменитый учёный как будто вернулся в начальную точку своего жизненного пути. Его последователи мечтают о квантовом компьютере и об электронике невообразимо малых размеров. Они точно знают – это возможно. Ведь невозможное уже сделал российский физик с мировым именем Николай Геннадиевич Басов.

Читайте также