< >

Везли в город коров и летали в Турцию. Как в Воронеже развивалась гражданская авиация

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Анна Авдеева Вести Воронеж 3559

Фото: Вести Воронеж

Гражданская авиация страны отмечает 100-летний юбилей. Её официальным днём рождения считается 9 февраля 1923 года, когда совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление о техническом надзоре за воздушными линиями. Через 10 лет активное развитие авиации началось и в Воронеже. В феврале 1933 года появился первый аэродром. Он располагался в пойме реки Воронеж неподалеку от Успенской церкви. Правда, просуществовал он недолго. Уже в 30-ых было принято решение перенести авиаперевозки на Северную окраину города, на военный аэродром, который позже станет гражданским. Уникальные кадры тех лет – в рубрике «Архив».

Конец 40-ых – начало 50-ых. Воронеж оживает после разрушений Великой Отечественной войны. Восстанавливается жилой фонд, промышленные предприятия, строятся новые заводы, развивается инфраструктура. Сразу после войны в городе возводят аэровокзал, который принимает первых пассажиров уже в 1946 году. С этого момента начинается активное развитие местных воздушных линий и сельскохозяйственной авиации.

А это – уже начало 60-ых. На стоянке воронежского аэропорта – Як-12, Ли-2, Ан-2, и новенькие 14-ые Илы. Один из них готовится на взлёт. Скорее всего, он отправится в Москву. Пассажиры уже торопятся к трапу, вслед за ними везут багаж. Разрешение на взлёт получено.

География пассажирских перевозок уже тогда была обширной: Москва, Ленинград, Симферополь, Сочи, Свердловск, Киев, Харьков. Летали и в районные центры области: Бутурлиновку, Богучар, Павловск, Репьевку. Когда не было асфальтированных дорог, самолеты, по сути, заменяли автобусы.

– В Репьёвку было под праздники до 9 рейсов. Люди оттуда везли в город продукцию: поросят, коров, мясо. А Ли-2 были пассажирские, а были грузопассажирские. По краям такие скамейки, как в десантном варианте. И вот здесь навалено было: коровы, мясо, поросята, всё это. А люди сидели. Тогда непривередливые были. Им лишь бы добраться. Билет стоил три рубля с Репьёвки. В Москву люди летали, когда пришёл в 62-ом году, билет стоил 9 рублей при зарплате средней 120 рублей. Люди в баню летали в Москву. Потом повысили до 12 рублей. И рейсов было только наших 12 на Москву. Когда мы прилетали в Быково, первым делом подъезжала моечная машина и начинала обмывать. Весь чёрный был. Единственное – передняя часть кабины. Остальное всё черно было. И уже узнавали – с Воронежа прилетел, – вспомнил командир эскадрильи в 1980-2000-ых годах Анатолий Иопа.

Взлётная полоса была грунтовой и нередко размокала от дождей. На этих кадрах экипаж и пассажиры идут к самолёту по грязи, перепрыгивая через лужи. Когда состояние поля становилось совсем плохим, борта взлетали с военного аэродрома. При этом пассажиров регистрировали здесь, а затем везли на автобусе на Балтимор. Каждый день из Москвы в Воронеж доставляли матрицы для печати газет. Когда борт не мог приземлиться, мешки с ними сбрасывали с самолета. Потом их находили, рассказывают ветераны, в разных местах, даже в СХИ. А вот, кто взлетал при любых обстоятельствах – пилоты санитарной авиации. В те годы они выполняли до 17 рейсов ежедневно: доставляли в районы медикаменты, бригады врачей, перевозили тяжелых пациентов.
– Могли летать практически вслепую. И всегда удивлялись тому, как можно в снегопад, в беспросветный туман сажать самолеты прямо буквально где скажут: или у больницы, или у сельсовета. Лётчики были вундеркинды, – говорит начальник цеха оперативного обслуживания аэропорта в 1960-1970-ых годах Владимир Стрельников.

Все с нетерпением ждали открытия нового аэропорта у села Чертовицкое. Воздушная гавань начала работу в 1972-ом году и удивила воронежцев и гостей города. Просторный аэровокзал с панорамными окнами, комфортный зал ожидания, отдельно штурманская, диспетчерская, метеослужба. На этих кадрах пилоты получают задания и карты. Самолёты заправляют и готовят к отправке. К 1976-ому году воронежский аэропорт становится воздушными воротами для всего Центрального Черноземья, принимая и отправляя в сутки до семи тысяч пассажиров. В парке насчитывалось более сотни машин, в штате около 75-ти экипажей.

– В 1976 году воронежский аэропорт получает современные самолеты ТУ-134, которые будут использоваться на прямых беспосадочных рейсах Воронеж-Симферополь, Воронеж-Ленинград, Воронеж-Ташкент. В настоящее время воронежский аэропорт связан с 50 городами Советского Союза. Это курорты Крыма, Кавказа, Прибалтики, столицы союзных республик, – командир объёдиненного отряда Юрий Ячменев.

В советское время воронежский аэропорт принимал и отправлял по сотне рейсов в сутки, в 90-е их количество сократилось, несмотря на то, что воздушная гавань официально подтверждает статус международной. Из столицы Черноземья начали выполнять рейсы в Турцию, Грецию, Египет, Арабские Эмираты. Но расширение географии не спасло аэропорт. К началу двухтысячных объем перевозок резко упал, в парке осталось только 9 самолетов. Предприятие оказалось на грани банкротства.

В 2008-ом году началась реконструкция аэропорта. Обновили взлётную полосу, места стоянок, перрон. Затем взялись за аэровокзал: заменили коммуникации, открыли удобные залы ожидания, терминалы. В 2014-ом году Воронеж получил возможность принимать современные самолеты большой вместимости – маршрутная сеть заметно расширилась.

Воронежский аэропорт снова обновляется. Рядом с действующим аэровокзалом возводят новый – для внутренних воздушных линий. Он будет не только комфортным и функциональным, обещают строители, но и красивым. Визуально его форма напоминает корабль петровских времен, с матчами и парусами.

– Учтены все современные технологии. Мы используем даже такие инновационные технологии, как солнечные батареи на кровле аэровокзала. Вокзал будет очень функциональный. Предусмотрены абсолютно все нюансы, которые можно учесть при обслуживании пассажиров. Это будет комфортный и современный аэровокзал, –  рассказал главный инженер международного аэропорта Воронеж имени Петра I Владимир Фалалеев.

Новый терминал сможет принимать до 2,5 млн пассажиров в год. В перспективе – вдвое больше. Здание обещают сдать в конце этого года.

– Сейчас главное – ввести терминал, затем наращивать маршрутную сеть таким образом, чтобы не нужно было бы ехать никуда: ни в Домодедово, ни во Внуково. Все маршруты будут здесь. Мы начали работу по удлинению взлетно-посадочной полосы. Удлинение хоть всего на 200 метров, но это позволит нам принимать более современные и вместительные лайнеры, воздушные суда без ограничений. Сейчас есть определенные ограничения, в ту же Среднюю Азию, на курорты Таиланда и так далее. Таких ограничений не будет. Кроме того, мы сможем принимать вместительные грузовые суда, которые смогут нам обеспечить увеличение грузопотока, – объяснил генеральный директор международного аэропорта Воронеж имени Петра I Роман Фроленко.

Это значит, что воронежский аэропорт вернёт себе былую славу лучших воздушных ворот Черноземья. Теперь главное – чтобы открылось воздушное пространство.

Читайте также