Почему опоздавший на 5 часов поезд Воронеж – Москва называли «скорым» в советское время?
Первые рейсы были целым событием.
Фото: Вести Воронеж
Задержка отправки или опоздание поезда хотя бы час сейчас попадает в сводки новостей. А когда-то отклонение от расписания на четыре-пять часов никого не удивляли. С таким отставанием мог курсировать поезд по маршруту Воронеж – Москва. И он гордо именовался «скорый фирменный». Первые рейсы состоялись в конце мая 1932-го года. Об этом – сюжет в рубрике «Архив».
Репродуктор на центральном вокзале в Воронеже сообщает пассажирам об отправке скорого фирменного поезда №11 в Москву. Первые рейсы – это целое событие, о них пишут в областной газете «Коммуна».
Уже тогда существовали бюджетные и мягкие вагоны повышенной комфортности, были специальные места для пассажиров с детьми. Поезд комплектовали игрушками для малышей, для взрослых проводники готовили настольные игры, в буфете подавали пиво и вино, а вместе с бельём пассажирам выдавали полотенце и кусочек мыла. Кстати, это штрих, который подчёркивал уровень культуры, говорили воронежцы. Несмотря на всё это, пассажиры жаловались на комфорт.
«Много жалоб на буфет: негде присесть, чтобы стакан чаю выпить или закусить. У окошка купе-буфета – очереди, толчея. Стоя, на ходу поезда, люди пьют и закусывают. От толчков на стыках и кривых плескается чай, пиво.Помимо бутербродов, пирожков, пива и вина – ничего нет», - цитата из газеты «Вызов», 1936 год.
«Хочу обратить внимание на сильную качку. Бросало точно, как на пароходе в штормовую погоду. Путь возмутительный, расхлябанный. Поезд, точно пьяного, качает во все стороны. В вагонах качаются лампы и графины, на скамейках от толчков подскакивают пассажиры», - цитата из газеты «Вызов», 1936 год.
В 30-ых на железной дороге, как и во всех сферах хозяйства, только начинали наводить порядок. Нужно было отремонтировать составы и пути, построить новые линии, чтобы увеличить пропускную способность, обучить персонал. Дефицит квалифицированных рабочих был огромен. В 30-ых ЮВЖД относят к пяти наиболее значимых железных дорог страны, которые нужно немедленно привести в порядок. За годы первых пятилеток Юго-Восточная превратилась в одну из мощных магистралей Советского Союза.
«Грузооборот вырос в 5,5 раза, перевозки пассажиров – в 2,5, среднесуточный пробег локомотива и средний вес поезд – почти в 2,5 раза», - цитата из книги «Стальной меридиан».
Приоритетом были грузоперевозки. Пассажирские поезда могли долго стоять на перегонах, пропуская товарные составы. Задержать могли до пяти часов. Но пассажиры, мирясь со всеми неудобствами, окрестив поезд Воронеж – Москва «черепахой», радовались уже тому, что вообще на него теперь можно достать билеты и ехать с относительными удобствами. Раньше и такой роскоши не было. Поездка из Воронежа до Москвы стала в разы комфортнее с появлением новых составов и заменой железнодорожного полотна, но это произойдёт в 50-х после войны.