Пик туристического судоходства. Какими были воронежские речные трамваи в советские годы
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
Мэрия Воронежа анонсировала запуск речного транспорта по водохранилищу. Предполагается, что пять пристаней будут принимать и отправлять суда. Четыре будут работать на Левом берегу, в районе парков «Алые паруса» и «Дельфин», на дамбе у Чернавского моста и на улице Артамонова, а пятая – на Петровской набережной. Перевозками займётся компания, у которой есть лицензия и свой флот. Что это будут за суда, расписание и стоимость билетов пока неизвестны. А мы в рубрике «Архив» вспоминаем речные трамвайчики, которые курсировали по водохранилищу в советское время.
Уникальные кадры 1964 года. На них – первый рейс экскурсионно-туристического теплохода. Он отправляется от речного вокзала, расположенного на правом берегу тогда ещё реки Воронеж. На пристани очередь из желающих попасть на борт. Вооружившись фотоаппаратами, воронежцы спешат занять места. На верхней палубе девушки уже разложили книги и пьют лимонад. Капитан встаёт за штурвал и судно отчаливает. Отправление теплохода стало событием для города. Раньше по реке курсировали лишь небольшие пассажирские суда.
– Были какие-то шаланды однопалубные. Лёгкий тент сверху, а вдоль бортов сиденья были. И они двигались у нас от Успенской церкви вверх до Чертовицка, до Лысой горы. В то время праздники какие были. Или день строителя наш, или день торговли. И массовые выезды были. Их штуки четыре-пять было, маленьких, как барж. Они туда вывозили утром людей на природу, вечером оттуда возвращались. Всегда это шло с песнями, баянами, со всеми. Особенно в обратную сторону, когда народ разгорячённый был, - рассказал воронежец Евгений Яковлев.
На кадрах 1972 года пассажиры судна перед выходом на воду разрезают красную ленточку – не случайно. Это первые лица области и города, почётные строители, которые впервые пройдут с левого на правый берег по недавно заполненному водохранилищу. За ними – вереница судов. Один за другим они отчаливают от шлюза и направляются к пристани в районе Чернавского моста. Судя по кадрам, идут с большой скоростью. Вслед за ними – настоящий водный парад: легкомоторные суда и парусники. С этого момента начинается интенсивное развитие туристического судоходства – глубина водохранилища позволяет. Так называемые речные трамвайчики курсируют по воронежскому морю. Регулярно, как водные маршрутки, судна отправляются в Рамонь.
В 70-е по берегам водохранилища уже устроены площадки для приёма и отправки пассажирских судов. Маршрутов, как и самого водного транспорта, было немало. В речном порту, например, помимо двухэтажных теплоходов, можно увидеть «ракету» и даже грузовые суда. А ещё – ту самую «Москву-16», которая до недавнего времени была пришвартована возле Петровской набережной. К транспорту на воде снова возвращаются в Воронеже. Движение собирались запустить уже в июне. Правда, сделать пока поездки будут чартерные – то есть суда можно будет использовать как такси.