< >

«Поэт леса». Каким был известный воронежский учёный и просветитель Леонид Семаго

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Вести Воронеж 3404

Фото: Вести Воронеж

На этой неделе исполнилось бы 95 лет со дня рождения «поэта леса», как его называли в прессе, учёного-орнитолога, писателя и просветителя Леонида Семаго. Много лет он вёл просветительские программы на воронежском радио и телевидении. Его бархатный голос знаком нескольким поколениям воронежцев. Мягкий, добродушный и искренний он умел быть жёстким в принципиальных вопросах. С его именем связано, пожалуй, первое громкое экологическое дело, дошедшее до суда. В прессе его прозвали «тёмным делом». Специально для рубрики «Архив» «Вести» собрали воспоминания коллег и учеников о Леониде Семаго. 

Волк, который содержался в вольере, мог в любой момент повести себя как дикий зверь, но только не с Семаго, вспоминают наши телеоператоры, которые снимали эти кадры для программы «Этот мир придуман не нами». Много лет её автором и ведущим был Леонид Леонидович. Он любил природу Черноземья. И она, кажется, отвечала ему взаимностью.  Коллеги до сих пор удивляются: как только начинала работать съёмочная группа, перед телекамерами появлялось всё живое, будто ждало команды «Мотор!».

Леонид Семаго – учёный, который посвятил свою жизнь изучению природы Подворонежья. Так он любил называть родные места. Многие годы он вёл дневники наблюдений, написал больше 100 научных статей, монографий и рассказов. Его специальностью и страстью была орнитология. Он мог часами лежать у гнезда, будто сливаясь с певчим миром.

Для нескольких поколений студентов биологического факультета ВГУ Леонид Семаго стал наставником. Студенты обожали своего преподавателя, который вместо монотонных лекций рассказывал захватывающие истории и брал учеников в экспедиции.

– Мне приходилось вместе с ним бывать в небольших экспедициях по Хреновскому бору, по хреновской степи. Такие небольшие выезды с ночёвками у костра. Мы помогали Семаго организовать наблюдения, в частности в Хреновском бору наблюдение за орлом–могильником. У него потом вышел рассказ про этого орла-могильника, – рассказал заведующий музеем природы биоцентра Д.В. Веневитинова Сергей Соболев.

Написанные доступным, образным языком эти рассказы любили воронежцы, даже те, кто не имел никакого отношения к науке. Нередко в домашних библиотеках можно было встретить одну из его книг.

Коллеги и друзья вспоминают о Леониде Семаго как о душевном и мягком человеке, который, однако, мог проявить и жёсткость в принципиальных вопросах.  

– Он был очень искренен, в нём была своя правда жизни, которую он приобрёл. Поэтому с друзьями, учениками он был очень отзывчив, добродушен. Передавал им все те умения, которыми обладал. Но когда возникал принципиальный вопрос, он был очень твёрд и настойчив в своей убежденности, – вспоминает доцент кафедры физиологии человека и животных ВГУ Валерий Сулин.

Твёрдость и настойчивость пришлось проявить учёному, вступая в конфликт с местной властью и «космическим гигантом» – Механическим заводом.  В одной из экспедиций дружина по охране природы, которую курировал Семаго, обнаружила, что по дну чистейшей Усманки прокладывают канализационный коллектор. Любой прорыв трубы грозил бы реке экологической катастрофой. Студенты собрали подписи против строительства, а в газете «Коммуна» вышла статья под заголовком «Тёмное дело», по местному и центральному телевидению – громкие репортажи. Механический завод подал в суд.

– Мы в это время были на сборах, к нам приехали девчата и привезли повестки в суд. Потому что тогдашнее руководство механического завода решило, что мы их оскорбили, – рассказал о том деле командир дружины по охране природы Дмитрий Борискин.

– Это самое настоящее экологическое преступление! Небольшое в небольшой реке. Это может привести в состояние шока любого здравомыслящего человека, – заявил тогда в суде сам Семаго.

Суд иск не признал, и коллектор в Усманке так и не проложили.

В конце 80-ых Леонид Семаго покидает университет и начинает активно заниматься просветительской работой. Передачи на радио и телевидении под его авторством становятся необыкновенно популярными. 

– Когда он шёл по улице, к нему постоянно подходили люди. Он был таким общественным человеком. Пока он с Пушкинской дойдет до главного корпуса университета, к нему десятки людей подойдут с вопросами: «Леонид Леонидович,  а куда стрижи делись?» или «Что случилось со снегирями?», «Когда прилетят сойки?» Природа наделила его очень фактурной внешностью. Он был такой большой, заметный, запоминающийся. И природа дала ему неповторимый голос. Этот голос забыть невозможно. На этом голосе мы росли. Потому что радио работало во всех воронежских домах. И утро начиналось с заметок фенолога, – поделилась воспоминаниями доцент ВГУ Лариса Дьякова.

Леонид Семаго своих учеников, да и всех зрителей и слушателей его программ, учил понимать природу, видеть в каждом её проявлении необыкновенное чудо. Его девиз по жизни и своеобразное завещание потомкам он оставил в заставке к программе «Этот мир придуман не нами»: «Восхищаясь красотой и мудростью природы, будь вежлив с её созданиями и постоянно помни: ты в этом мире младший, человек!».

Читайте также