< >

Самый известный долгострой Воронежа. Как возводили и перестраивали Чернавский мост

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Анна Андреещева Вести Воронеж 4161

Фото: Вести Воронеж

Чернавский мост отмечает день рождения. Первая переправа в этой части города, вероятно, появилась еще в XVI веке. Тогда конструкции были деревянные, быстро приходили в негодность, их возводили снова и снова. В начале XX века построили бетонный мост, который был разрушен во время Великой Отечественной войны. В новом виде сооружение, которому было суждено стать архитектурным символом города, предстало 14 октября 1959 года. Именно таким он сохранился на наших чёрно-белых кадрах. А уже в новой истории города переправу ждала реконструкция, затянувшаяся на 19 долгих лет. История самого известного долгостроя и символа столицы Черноземья в рубрике «Архив».

Начало 60-ых. На кадрах – недавно возведённый Чернавский мост. Величественное арочное сооружение возвышается над рекой, соединяя левый и правый берег. Оно сразу же становится не просто переправой – архитектурным символом возрожденного после войны города.    

В начале 70-ых арки моста уже возвышаются над недавно заполненным воронежским водохранилищем. Под ними пролетают «ракеты» и неспешно проходят теплоходы. Многие называли Чернавский одним из самых красивых мостов Союза. Но уже в 80-ых становится понятно, что переправа разрушается. Специалисты обнаружили дефекты в подводной части бетонных опор – в их химическом составе оказалось слишком много солевых добавок. В 1989-ом мост признали аварийным.

– Мы на первом этапе попытались его спасти, стали усиливать конструкции мостовые с применением труб. Мост был собственностью муниципальной. И все эти проблемы легли на бюджет города Воронежа. Понимаете? Денег у нас маловато было. В результате убедились по истечении нескольких лет, что мы не спасём его, – рассказал бывший мэр Воронежа Александр Цапин.

Специалисты приступили к созданию проектов новой переправы. Один из них был весьма эффектный – архитекторы предложили возвести вантовый мост.

На градостроительном совете, где были представлены чертежи, проект сорвал овации, его называли «чудом света» и «путёвкой города в XXI век». Проект осуществили. Но не в Воронеже – в Казани. Чернавский мог выглядеть так же, как знаменитый мост «Миллениум» в столице Татарстана.

– В виде опоры из биметалла высотой 152 метра и натянуты ванты посередине примерно. Чернавский мост планировали разобрать и весь этот железобетон и отходы планировалось устроить в виде якоря. То есть большая яма на одном берегу и на другом берегу, и туда запускались ванты вот эти натянутые. Что такое биметалл? Это 3 мм нержавеющей стали и 18 мм чёрной стали, объединённые в процессе изготовления. И вот эта сверкающая опора была бы на море. Когда она запылится, подъезжал бы катер с водомётом, полил её – и она опять бы сияла, – рассказал доктор технических наук, профессор ВГТУ Владислав Подольский.

Но проект в итоге выбрали другой. Работы начались в конце 90-ых. Строители возвели временную переправу и, пустив по ней движение, приступили к демонтажу аварийных конструкций.

Так началась история самого известного долгостроя города. Во-первых, не хватало денег. Тогда даже создали общественный фонд помощи, предприятия и организации собрали около 30 млн рублей, но и этого было мало. Во-вторых, в организации работ царил хаос: путаница возникла в проектно-сметной документации, подрядчики менялись один за другим, деньги тратили, порой, незаконно.

– Выделено 6 млн рублей федеральных в этом году на строительство Чернавского моста. Власти города отнеслись к этому делу, как …. 6 млн  пришли, надо провести тендер по закону, кто-то должен его выиграть, они не проводили, – говорил тогда бывший губернатор Владимир Кулаков.

Всё изменилось, когда в Воронеж с официальным визитом прибыл тогда ещё первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Служба безопасности запретила ему передвигаться по временной переправе, посчитав её опасной. Кортежу пришлось менять маршрут. Решение проблемы тут же нашлось. Мост передали из городской в областную собственность и включили в программу 20 стратегически важных мостов России.

– Пошло финансирование, мы начали работать в полном объёме. Сколько лет объект стоял – сейчас работы возобновились, – рассказал после начала работ прораб участка  реконструкции Чернавского моста Сергей Высоцкий.

Под контролем областных и федеральных чиновников стройка пошла быстрее, и уже в октябре 2009 года по обновлённой переправе поехали автомобили.

Из городского пейзажа наконец исчезли баржи и краны, Воронеж снова обрел свой архитектурный символ. Вид на Чернавский мост – визитная карточка столицы Черноземья.

Читайте также