< >

Жил театром. Каким был режиссёр воронежского театра кукол Валерий Вольховский

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

Показ архивного видео спектакля 1988 года «Озёрный мальчик» прошёл в Воронежском театре кукол с аншлагом. Именно с этой легендарной постановки в городе начался марафон памяти выдающегося режиссёра-постановщика Валерия Вольховского, именем которого назван театр. Он проработал в нём 16 лет и за это время поставил десятки спектаклей, ставших известными не только в России, но и за рубежом. В декабре этого года ему исполнилось бы 85лет. Мастера вспоминают его коллеги и друзья в рубрике «Архив».

Валерий Вольховский вырос в театральной семье: мать была актрисой, отец – художником кукольного театра. Это предопределило судьбу мальчика. Он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Работал в разных городах, а в 1987-м приехал в Воронеж на должность художественного руководителя театра кукол.

– Для меня этот театр – способ познания жизни, познания самого себя, я могу здесь выразить себя, я могу сказать о своих болях. Я не могу, да мне и не хочется, честно говоря, ставить веселенькие спектакли. Если кому-то хочется что-нибудь веселенькое, напротив есть магазин «Золотой ключик», там и сладенько, и весёленько. Мы пытаемся сделать проблемный театр, пытаемся сделать социальный театр, острый театр, – говорил сам Валерий Вольховский.

Именно такой театр делает Валерий Вольховский в Воронеже. Одна из первых его постановок, которая трижды удостоена Гран-при фестиваля кукол России, – «Озёрный мальчик» про одаренного поэтическим видением мира ребенка, обречённого на одиночество. Непонятный, осмеянный и презираемый всеми, он покидает этот мир.

– У него даже в детских представлениях был не просто спектакль «Три поросёнка и черный волк». У него вдруг черный волк – это архитектор, который мучается, страдает, поросята его не понимают. У нас «Легенда о добром сердце» – спектакль не просто про аистенка и пугало. Там идёт второй план. Там взрослые наблюдают отношения взрослых. Два персонажа. Как они не могут сначала помириться, как они друг друга не понимают. И заканчивается спектакль тем, что они увидели друг друга за куклами. Дети видят первый план, взрослые видят второй план. И вот эта многослойность – волшебная у Вольховского, – рассказала заслуженная артистка России Любовь Марчук.

Режиссёр жил театром, вспоминают коллеги, посвящал ему всё своё время и силы. С каждым актёром очень подробно прорабатывал роль. Был требовательным и никогда не хвалил. Несмотря на это, они говорят о своём режиссёре как о лучшем наставнике, который всегда точно представлял, как и под какую музыку кукла должна двигаться на сцене, как она должна выглядеть, и как актёру нужно с ней взаимодействовать.

– Самая лучшая похвала была: «ну, нормально». Это значит, всё хорошо. Или что-нибудь рисуешь, рисуешь, подойдёт, посмотрит: «Тьфу на тебя!» и пойдёт. Это значило «очень хорошо». Боялся сглазить всегда. У нас была полная любовь и взаимопонимание. Он же видел, когда человек отдает себя искусству, – вспоминает заслуженный художник России Александр Ечеин.

Зрители любят его добрые, мудрые спектакли. Он ставит «Процесс над Жанной д’Арк», «Маленького принца», «Соловья и императора», «Из жизни насекомых», «Шинель». Этот спектакль называют духовным завещанием режиссёра. Это своеобразная ода любви к человеку, наделённому наивысшей ценностью – душой. В 2001 году международная организация кукольников признала «Шинель» лучшим спектаклем театров кукол России за последние 15 лет.

– Недаром театр называется «Шут», потому что то, что он думает, он всегда говорил, никогда не лукавил, никогда не перед кем не прогибался, говорил то, что считал правильным. Каждый спектакль он старался выложиться так, как считал нужным, правильным, имел гражданскую позицию, нравственную. Обязательно она у него в спектаклях была. И это он доносил до зрителя, – вспоминает о Валерии Вольховском главный художник театра кукол Елена Луценко.

Главным для режиссёра во всех спектаклях был человек со своими чаяниями, надеждами, болями и любовью. Вольховский был убежден, что с помощью куклы можно выразить любую идею. И очень хотел сделать постановку по поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», но не успел.

– С этих подмостков можно много хорошего сказать миру и плохого тоже. Значит, эти подмостки выше уровня пола, значит, мы должны нести какую-мысль, идею, исправляя человека, который сидит в зале, – говорил сам режиссёр.

– Он нам всегда говорил, что театр – это не только стены, здание, театр – это вера и идея, которая нас всех объединяет, чтобы стать нравственно чище, эстетически богаче, чтобы ощутить за спиной крылья и научить летать других, – рассказала заслуженная артистка России Татьяна Ечеина.

За 16 лет работы Валерий Вольховский в Воронеже сформировал талантливую труппу, собрал яркий репертуар для театра и прославил его на весь мир. Его постановкам рукоплескали и российские, и зарубежные зрители. До сих пор в репертуаре девять поставленных им спектаклей, которые неизменно собирают аншлаги.

Читайте также