< >

Опередивший время Ту-144 и легендарный Ил-86. Как ВАСО поднимал в небо новейшие лайнеры

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

В начале февраля в России отмечают День работника гражданской авиации, праздник, который считают своим воронежские авиастроители. Долгое время с момента создания завод специализировался на военных машинах, но всё изменилось в середине прошлого века. В рубрике «Архив» вспоминаем легендарные гражданские воздушные суда, которые собирали на нашем заводе. Специально для этого сюжета корреспонденты «Вести Воронеж» нашли и оцифровали редкие архивные кадры, которые ещё никогда не были в эфире.

60-е годы, Ту-144 выкатывают из ангара на взлётное поле. Машина собрана в Москве из агрегатов, созданных на воронежском самолётостроительном заводе. Здесь сделали невозможное: работали почти круглосуточно – для первого сверхзвукового самолёта создали фактически новое производство.

Ведь речь шла об особенной машине: с такими материалами, конструкциями и оборудованием воронежцы ещё никогда не работали. Рассказывают, берегли каждый грамм веса будущей машины. Гигантские крылья доставили из Воронежа в Москву вертолётом. Конструкторы в один голос сказали, что поднять такой груз Ми-10 не сможет, но экипажу пришлось рискнуть. Пришел приказ: СССР во что бы то ни стало должен поднять в небо сверхзвуковой самолет раньше англичан и французов.

Эти события хорошо помнит Анатолий Супонецкий. В 60-ых он пришёл на предприятие 17-летним парнем на должность ученика слесаря. Вдохновлённый и влюблённый  в самолёты, остался на заводе навсегда. Это  тот человек, который десятилетия возглавлял цех окончательной сборки и отправлял машины в небо. В эти дни, кстати, отмечает свое 80-летие. С восторгом вспоминает Ту-144. Говорит, это был самолёт, который опередил время.

– Это было что-то неподражаемое! Новые материалы, новые технологические процессы. Это песня, птица, а не самолёт! Я до сих пор не знаю, как мы сумели его сделать. И сделали 16 штук. Сверхзвуковых  пассажирских самолётов. Причём на три месяца раньше подняли, чем совместно англо-французский «Конкорд». Тогда, конечно, борьба была, – рассказал он.

В 70-е годы параллельно с выпуском Ту-144 воронежский авиационный завод начинает производство еще одного легендарного лайнера – первого широкофюзеляжного самолёта. Ил-86 на 350 мест станет самым массовым советским гражданским самолётом.

– Эта машина нового поколения, она обеспечит воздушные перевозки всё возрастающего количества пассажиров на интенсивно загруженных трассах Советского Союза, резко разгрузит воздушные трассы и аэропорты от большого количества мелких машин. Она позволит сократить время на оформление и получение багажа, так как на самолёте Ил- 86 багаж будет при себе, – рассказывал тогда директор самолетостроительного завода Альберт Михайлов.

Уникальные кадры 1977 года: в сборочном цехе на митинге весь коллектив завода. С транспарантами и торжественными речами они провожают в небо первый собранный на предприятии борт Ил-86. Перерезают красную ленточку, распахиваются ворота цеха, и на взлётную полосу устремляется легендарная машина. В глазах заводчан  восторг, трепет и волнение перед полётом. За штурвал садится шеф-пилот ВАСО, заслуженный лётчик-испытатель Александр Вобликов. 

Александра с восторгом встречают на земле. Под аплодисменты лётчик выходит из самолёта – полёт удался. В числе первых его поздравляет генеральный конструктор Генрих Новожилов. Тогда он уже приступил к разработке более совершенного лайнера Ил-96. И спустя десятилетие эту машину соберут здесь же, в цехах завода.

– Мы встретились в семь утра. Он стоял в цехе, я зашёл в цех. А здесь, на этом месте, стоял первый самолёт Ил-96Т. Я ему говорю: «Генрих Васильевич, настолько устали, целый день бьёшься, вечером аж неохота, а утром приходишь – посмотришь на самолёт такой красивый, и опять силы на целый день. Он говорит: «Анатолий Исаакович, ведь правда красивый?! Ну ведь правда?!» – вспоминает Анатолий Супонецкий.

Не просто красивый – самолёт, который вобрал в себя все достижения научно-технического прогресса. Лайнер позволяет выполнять полёты в самых сложных метеоусловиях на дальние расстояния, способен перевозить больше 300 пассажиров. Именно этот самолет стал основным для специального лётного отряда «Россия», который перевозит президента страны. Первый борт в числе прочих в небо отправлял Юрий Кузнецов.

– Радость, что труд воплотился в такое создание, в такую красивую воздушную машину. Много усилий, много дней и ночей прошло, чтобы создать этот самолёт. Мы работали совместно с конструкторским бюро, потому что это был опытный образец. И когда настал момент выкатки на лётную станцию – весь цех здесь собрался, – рассказал начальник сборочного цеха Юрий Кузнецов.

В эксплуатации уже несколько лет модификация этой модели – транспортный Ил-96-400. А в ноябре 2023 года в небо поднялся пассажирский Ил 96-400М – долгожданное событие для самолетостроителей.

Самолёт на испытаниях повёл себя прекрасно. На заводе готовы выпускать его в серию. В безопасности машины никто не сомневается – Илы по праву считаются супернадёжными машинами.

Читайте также