Пациентов спасает небо. Как в Воронеже создали центр медицины катастроф
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
Он хотел быть пилотом, а стал врачом. Но всю свою жизнь связал с небом. Лев Кочетов в советское время возглавлял в Воронеже санитарную авиацию, а в тяжёлые 90-е на её базе создал один из лучших в стране центров медицины катастроф. Заслуженному врачу Российской Федерации на днях исполнилось бы 85 лет. Вспоминаем легендарного хирурга вместе с его коллегами в рубрике «Архив».
1960-е годы. В участковую больницу села Берёзовка по распределению из воронежского мединститута отправили Льва Кочетова. И сразу – заведующим хирургическим кабинетом. Больница небольшая, сельская, во дворе колодец и вековой парк. Рядом – река. Там Лев Иванович любил гулять в свободное время. Правда, его почти не было – пациентов много, приходилось браться за все. Работоспособного и квалифицированного специалиста отметили и назначили на должность главного врача больницы.
– В памяти он остался как человек деятельный, инициативный, весёлый, он всегда был заводилой и пользовался популярностью в коллективе. А отправили его в берёзовскую больницу главным врачом, потому что тогда при выпуске обязательно студенту давали общественную характеристику. Мы все были комсомольцами. А дефицит кадров, тем более руководящих, на селе был высокий. По своим деловым качествам он, видимо, тянул на главного врача медицинского учреждения, – рассказал заведующий отделом Воронежского областного клинического центра медицины катастроф Александр Осыковый.
В детстве он мечтал стать лётчиком и поступил в военно-воздушное училище, его не закончил – ушёл в медицину. Он был одержим небом, возможно, говорят, коллеги, именно поэтому оказался в санитарной авиации. Возглавлял службу и нередко сам отправлялся на вылеты в качестве борт-гинеколога или хирурга. В советское время санитарная авиация несла огромную нагрузку. Не было ни дорог, ни транспорта – тяжёлых пациентов спасало небо. Медики совершали до 15 вылетов в день на самолётах Ан-2. Сослуживцы вспоминают: рабочий день Льва Ивановича начинался с рассветом, а заканчивался с закатом – летали только в светлое время суток.
Он отличался скоростью принятия решений, вспоминают коллеги. За несколько минут, оценив по телефону степень тяжести пациента, ставил предварительный диагноз, определял бригаду врачей и организовывал вылет. От его оперативности и профессионализма зависели тысячи жизней.
– Его подход был – найти даже малейший путь и возможность для спасения пациента. И точно так же он относился к своим сотрудникам. Он никогда никому не мог отказать. Я бы сказал, это было просто бескорыстное человеческое отношение к людям. Жестким он никогда не был, он всегда людям доверял, люди доверяли ему. Почему все шли навстречу? Потому что было доброе, порядочное отношение, – вспоминает начальник отдела Воронежской областной клинической больницы №1 Владимир Широких.
В 1991 году на базе отделения санитарной авиации создали центр медицины катастроф. Создали скорее формально – не было ни помещения, ни специалистов, ни регламента работы. Тогда за дело взялся Лев Кочетов. Благодаря его предприимчивости удалось собрать команду, построить помещение и главное – начать работать и оказывать экстренную помощь. Большинство таких центров, говорят медики, в 90-е только вели учёт чрезвычайных ситуаций.
– Его заслугой является то, что он вместе со своей командой создал практически новое направление в медицине, в здравоохранении Воронежской области – это служба медицины катастроф, которой до этого не было, – говорит Александр Осыковый.
Коллеги рассказывают, Лев Иванович неизменно заботился о здоровье своих пациентов, а к собственному относился халатно. У него случился инсульт, после которого заслуженный врач страны навсегда ушел на покой.