< >

В очередях и за большие деньги. Как в советском Воронеже доставали духи и модные платья

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

Накануне 8 марта эксперты выяснили, какие подарки женщины считают для себя самыми желанными. Среди материальных вещей популярностью пользуются сертификаты на покупку одежды и косметические наборы. В рубрике «Архив» «Вести Воронеж» решили вспомнить, как одевались жительницы региона 50 лет назад, какими ароматами пользовались и где доставали косметику.

То, что собрано в этой витрине – предмет вожделения, пожалуй, всех советских модниц. Дорогие и очень редкие наборы духов. «Черный ларец», «Малахитовая шкатулка», «Белая сирень», в эффектных стеклянных флакончиках в виде башенок «Кремль» и, конечно, символ достижений советской парфюмерии, аромат, которым пахнут все советские квартиры, – «Красная Москва». Такой набор – мыло, одеколон, духи и пудра – можно было достать только в столице за большие деньги.

Героиня советского кино с самой большой парфюмерной коллекцией – Анфиса из «Девчат». На ее тумбочке разместилась почти вся галерея ароматов. В те годы ценили не только запахи, но и сами флакончики, выставляя их в качестве украшений на трюмо или в сервант. 

– В 70-е расширяется ассортимент нашей парфюмерной промышленности. Очень популярны становятся духи «Саша», «Наташа», «Консул». Это всё пользуется очень большим успехом. В то же время к нам подключается Польша. Польские духи – то же самое. И наборы «Елена». Их достать было не так просто. В наборе были тени, тушь и компактная пудра. Это была очень большая редкость, – рассказывает экскурсовод выставочного центра Мальцева «Галерея советской эпохи» Светлана.

Такие наборы, как и духи, можно было найти и в Воронеже – в галантерее на площади Ленина, в ЦУМе, в магазине бывшего военторга и четвёртом универмаге. В конце 70-ых там появляется аромат «Тет-а-тет», созданный совместно с французской маркой. Иметь такие духи считалось настоящим шиком, как и Climat от Lancome.

Взгляды советских женщин на косметику, парфюмерию и моду кардинально изменились после 1957 года, когда в Москву приехали гости из 131 страны мира на международный фестиваль молодежи и студентов. Приподнялся «железный занавес» и советские женщины увидели, как одеваются, красятся, причесываются и ведут себя дамы из разных уголков мира.

– Входят в моду очень худенькие женщины, знаменитая модель была Твигги, размер у нее был 40-ой. И вот постепенно все выше и выше поднимается линия юбок и платьев, появляется мини, которое буквально взорвало весь мир. Сколько было противников, столько и тех, кто его приветствовал. Совсем меняется мода, появляются бабетты знаменитые – прически высокие, как у Бриджит Бардо, активный яркий грим, – говорит краевед, сотрудник библиотеки имени Алексея Кольцова Елена Устинова.

В 70-е годы воронежские модницы на шоппинг ходят в ЦУМ. В магазине – толпы женщин. Очереди за тканями, толчея в отделе верхней одежды. Дамы в косынках и с авоськами выбирают платья. Огромный выбор обуви на любой сезон – от сапог до босоножек. Ориентироваться в индустрии жительницам Воронежа помогают модные показы, которые регулярно в те годы устраивают в столице Черноземья и, конечно, пресса. Найти действительно стильную вещь, да ещё и подходящую по размеру, в магазине  невероятно сложно. Те, кто следил за модой, шили одежду по выкройкам из свежих журналов.

Читайте также