Первые звуки джаза. Кто познакомил с этой музыкой воронежцев
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
Своё 90-летие мог бы отметить человек, во многом благодаря которому в Воронеже появился джаз. Он стал не только основателем первого клуба и организовал музыкальные фестивали, но и переводил с иностранных языков книги, которые раскупали во всём Советском Союзе. Литературы на русском языке о джазе просто не было. Её фактически создал он – Юрий Верменич. О нём и о воронежском джазе сюжет в рубрике «Архив».
1960-е – заседание первого воронежского джаз-клуба. Юрий Верменич читает лекцию, начинает с азов – как слушать и понимать музыку. В зале почти все, включая докладчика, непрофессионалы – любители, рабочие, служащие, студенты. В арсенале лектора – зарубежные книги и магнитофон, на котором прослушивают записанные с радиоэфира пластинки – фирменных было не достать.
«Джаз-клуб был открыт и задействован по инициативе «снизу». «Сверху» долго не было ни «за», ни «против», никто, собственно, не знал, что это такое, хорошо или плохо. Такое выжидательное положение положительного безразличия сохранялось вплоть до 1970-ого года, когда городской джаз-клуб был наконец официально утверждён на бюро воронежского горкома комсомола», – писал в своих воспоминаниях Юрий Верменич.
Между тем, во многих городах страны открываются молодёжные кафе-клубы, в которых начинают играть джаз. Так случилось и в Воронеже.
– В 1966 году открылось молодёжное кафе «Россиянка». Под эгидой комсомола. Мы с ними дружили. Они нам, мы им помогали провести какой-нибудь торжественный вечер, юбилей комсомола или ещё что-то. А нам – давайте джаз играть. И, собственно, в «Россиянке» играл джазовый состав. Тогда ещё джаз был отчасти танцевальной музыкой, поэтому много народу им интересовались. А потом джаз стал более серьёзным, и под джаз уже не потанцуешь, – рассказал фотограф, участник первого джаз-клуба в Воронеже Геннадий Шакин.
О современном джазе в Воронеже имели скудное представление даже те, кто его играл. Радиопередач, пластинок и тем более концертов ещё не было. Приходилось ориентироваться на немногие дошедшие до нашего города записи. Именно тогда Юрию Верменичу приходит в голову идея пригласить к нам музыкантов из разных городов и организовать фестиваль. Его необходимость и целесообразность пришлось долго доказывать в кабинетах власти.
«Необходимо было создать прецедент, заложить «традицию». Стена прогибалась и отбрасывала как батут, сто раз хотелось на все плюнуть … Трудно описать, чего стоило «пробить» и организовать фестиваль», – писал Верменич.
– Мы были приятно удивлены, что джаз наконец разрешили играть на концертных площадках, а не где-то по ресторанам и кафе. В Москве открывались на Арбате джазовые кафе. Это были хорошие годы. Джаз всплыл, можно сказать, на поверхность, теперь его уже не запрещали. Ведь раньше как говорили: «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Теперь это ушло, было спокойно, – рассказал участник первых джазовых фестивалей в Воронеже Юрий Полевой.
В Воронеж Юрий Верменич пригласил больше ста музыкантов из 10 городов страны, билеты в зал ДК 50-летия Октября были проданы все. Успешно прошли три фестиваля, собирая аншлаги и восторги воронежской публики.
Четвертый так и не состоялся – оттепель закончилась.
– Книги джазовые выходили в режиме «самиздата». И Верменич прилагал огромные усилия, он перевел 35 книг зарубежных авторов, он координировал сеть переводчиков джазовой литературы с разных языков по всей стране. Он был одержим идеей, чтобы это искусство джазовое стало общепринятым, общеизвестным, чтобы молодёжь сильнее интересовалась этим искусством. Ведь джаз – это не только музыка. Это смежные области: живопись, графика, литература, – вспоминает джазовый блогер, историк воронежского джаза Александр Кремер.
Юрий Верменич переводил книги, всю жизнь собирал песни, часто записывая их прямо на слух. Для профессиональных музыкантов и любителей со всей страны его работы стали настоящим пособием, открывающим двери в мир музыки. Его называют первопроходцем джазового просветительства.
«Джаз – это своеобразный вид общения, взаимный обмен человеческими эмоциями… Не знаю, как бы я смог жить без музыки», – из воспоминаний Юрия Верменича.
Второе рождение джаз в Воронеже получил в девяностых. Стали регулярно организовывать концерты, появился фестиваль «Джазовая провинция».
Сейчас эту музыку в нашем городе можно регулярно услышать на нескольких площадках, в филармонии существует собственный биг-бэнд. Профессионалы и любители надеются, что когда-нибудь в Воронеже откроется детская музыкальная школа с джазовым отделением.