Родина «Катюши». Какой путь прошёл ВЭКС от расцвета до упадка
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
Территорию возле бывшего экскаваторного завода застроят жильем. Сейчас там множество микропредприятий и складов. Это город не украшает, но у площадки столько собственников, что договориться с ними, кажется, невозможно. А ведь когда-то вся эта земля принадлежала экскаваторному заводу. В рубрике «Архив» мы решили вспомнить, каким он был в советское время и чем кончилась история предприятия-гиганта.
1967 год. При входе на завод имени Коминтерна людей встречает цитата Ленина «Победа коммунизма неизбежна». Памятник вождю мирового пролетариата, конечно, есть и внутри. Здесь же – портреты ветеранов труда и гордая памятная табличка о том, что работники завода под руководством большевиков участвовали в революционных действиях 1917 года.
На предприятии, тем временем, заняты делом: собирают экскаваторы. В том числе и на экспорт. На одним из них мелом написали: «для Сирии». Производимую на этом предприятии технику, судя по карте, отправляли в Азию, Европу, Африку и даже Южную Америку.
– Экскаваторы отправляли в 52 страны, поэтому работать приходилось. Был лозунг: «Сегодня больше и лучше, чем вчера, а завтра больше и лучше, чем сегодня». О нём не кричали на перекрёстках, он где-то в глубине души был у каждого. Поэтому и стремились, – рассказал Герой Социалистического Труда Анатолий Чернышов
Впрочем, гордились здесь, конечно, и производством легендарного оружия – «Катюши». В 1975 году ей установили памятник – спустя 34 года после начала серийного производства миномётов. Конструктор Пётр Федин вспоминал, две таких установки использовали в первой советской реактивной артиллерии.
– Через несколько дней после начала войны сборочный цех собрал окончательно две пробных пусковых установки. Наши две были направлены в Москву своим ходом. Там их влили сразу в формируемую специальную батарею для запуска пусковых снарядов. Эту батарею возглавлял капитан Иван Андреевич Флёров, – рассказал конструктор Пётр Федин.
А после Победы стране стали нужнее экскаваторы. Первый – однокубовый – выпустили 25 мая 1947 года. Прославился завод и землеройно-фрезерными машинами. Они идеально подходили для рытья оросительных каналов в неосвоенных местностях. В 1978 году сборочный цех поставил рекорд – собрал 147 экскаваторов за месяц. Росло число цехов, рос и микрорайон вокруг завода – силами предприятия возвели десятки домов.
Все изменилось в 90-е. Переход на рыночную экономику для Воронежского экскаватора оказался очень тяжёлым, объёмы производство упали в 10 раз. В 2006 на заводе ввели конкурсное производство, оборудование вывезли из цехов, станки покрылись пылью. Предприятие стало убыточным, работники не получали зарплату.
Они даже объявляли голодовку и лежали в помещениях завода, только изредка пили воду.
Кончилось дело банкротством предприятия в 2009 году. Сейчас часть зданий экскаваторного завода выкупили другие предприятия, цеха частично разрушены, в уцелевших арендуют помещения разные фирмы. В заводоуправлении – медицинский центр и банк, в отделе кадров –стоматология. А в ДК открыли ночной клуб.