Возрождение из груды кирпичей. Как в Воронеже восстанавливали храмы
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Вести Воронеж
Всю Пасхальную неделю в Воронеже слышался звон колоколов, а сам светлый праздник многие православные горожане встретили в храмах. Но всего каких-то 30-40 лет назад мы бы многие церкви не узнали. Здания использовали не по назначению: в советские годы они были складами и цехами заводов. А иногда их просто уничтожали. Как удалось отстоять и восстановить храмы Воронежа, смотрите в рубрике «Архив».
В краснокирпичных руинах с трудом можно узнать Успенский Адмиралтейский храм на набережной Воронежа. В 1985 году была лишь попытка восстановить здание, судя по тому, что говорили строители, заранее обречённая на провал.
– Плохо идут дела. Не привозят раствор. Или заказываем известковый раствор – привозят цементный. Вчера привезли цементный раствор, который нам не нужен, нам запрещено этим работать, производить кладку, его отправили назад. Ребятам пришлось долбить вручную, – рассказывал тогда один из строителей.
Даже, говорят, чертежей нормальных не было. А, между тем, состояние здания было катастрофическим.
Спустя три года стало ясно: восстановление не удалось, а сама церковь подтоплена грунтовыми водами, они поднялись из-за создания водохранилища.
В начале 90-х о судьбе храма стали переживать и горожане и начали тогда сбор пожертвований. Подключились и власти. Основная задача была – спасти фундамент, для этого пришлось заказывать проект у профильного столичного института.
– Было вдавлено, вкопано порядка 400 металлических свай разной длины, под углом, в проекции вертикальной, и затем это все в монолит залито. То есть храм как бы поставили на монолитную подушку. Потому что он реально разваливался, была прогрессирующая трещина по западной стене, по восточной стене, всё это нужно было затягивать металлическими стяжками, – рассказал настоятель Успенского Адмиралтейского храма иерей Николай Комаров.
Обновлённый Успенский Адмиралтейский храм открыли в 1996-м, к 300-летию российского флота. Потом, правда, еще 20 лет боролись с влагой – стены были пропитаны до пяти метров в высоту, пришлось делать гидроизоляцию.
А стены Акатова Алексеевского монастыря, точнее то, что от него осталось, облюбовали альпинисты. Начинающие спортсмены здесь совершали учебные восхождения. Остальную территорию превратили в свалку.
Активные работы по восстановлению начались в 1989 году, благодаря бывшему митрополиту Воронежскому и Лискинискому Мефодию.
– Как он сам рассказывал: выходил, ловил машину, которая шла пустая, платил денежку и говорил: вывезите очередную машину мусора. Тысяча машин была вывезена. Единственное, что более-менее сохранилось – это колокольня, первое каменное здание города. 1674 год основания. Как-то ещё за ней присматривали, корпуса, которые братские оставались – они ещё использовались местными жителями во время ВОВ, а потом это было всё разрушено, – рассказала настоятельница Алексеево-Акатова женского монастыря игумения Варвара (Сажнева).
Храм удалось восстановить уже концу 1990 года. Правда, при росписи стен влага, которую кирпич впитывал годами, дала о себе знать. Фрески приходилось переделывать.
Рядом с монастырём – Введенская церковь 1770 года постройки, её начали восстанавливать практически параллельно.
Тут были и артель промкооперации до войны, и жильё во время, и городское ремонтно-строительное управление после. Цеха и склады съехали только к 70-ым. Были безуспешные попытки восстановления, епархии храм вернули только в 1990-м году. А в 1993-м – и Воскресенский храм.
Здание у каменного моста с туристических картинок про Воронеж тоже было не узнать. Этот храм пережил многое. Во время Великой Отечественной здесь немцы на колокольне устроили наблюдательный пункт – конечно, наши солдаты его разбомбили. Уничтожен был и купол, правда, пожаром. И всё же после войны здание использовали.
– Великолепная архитектура, великолепный храм построен с любовью. Ну а потом уже без всякой любви, с ненавистью бесовской к этому зданию отнеслись. Из него сделали легкой промышленности склад, прорубили новые двери, новые окна, обрезали, переделали, что-то заложили. В общем из храма получился склад. И отношение к нему было такое, – рассказал настоятель Воскресенского храма протоиерей Василий Володько.
Так что епархии передали, по сути, груду кирпичей, но буквально через год, в 1994-м здесь уже проходили службы. Восстанавливать храм помогали и воронежцы своими пожертвованиями.
Но не всем церквям и храмам Воронежа так повезло. На сохранившихся у нас уникальных кадрах – подрыв церкви на Чугуновском кладбище. На её месте после появится известный всем дворец спорта «Юбилейный».